фото: Ксения Коробейникова
Экспозиция разместилась в пяти залах. В первом – сплошное поклонение механизмам. Живопись 1920–1930-х переносит в фазу завершенного социалистического эксперимента. Вот парит картина «В воздухе» Александра Дайнеки. Алый гражданский самолет летит сквозь пелену облаков, над которыми выступают заснеженные лиловые горы. Идеальная метафора стремления достичь высот и дышать чистым воздухом. Рядом романтический «Авиамоделист» Ольги Ваулиной, где на фоне глобуса подросток запускает самолетик. Его лица не видно, это обобщенный образ: многие мечтали о покорении неба. По соседству красуется «Новая Москва» Юрия Пименова. Эталон советской живописи. Женщина, эмансипированная настолько, что самостоятельно ведет автомобиль по оживленным улицам столицы.
Дальше оказываемся в холле, где люди сливаются с машинами. Жители мегаполиса или те, кто туда добираются с самой периферии, «империи, где никогда не заходит солнце». На картине «В метро» Владимира Стожарова катятся две пассажирки. Модные двубортные пальто с отложными воротниками, каблуки, высокие прически, макияж и маникюр – все безупречно. Но художник не скрывает навалившуюся к концу рабочего дня усталость на лицах барышень. Он точно уловил атмосферу вечернего метро. Разве сегодня не так? Напротив дамочек – гиперреалистический «Светофор» Александра Петрова. Никаких улиц и автомобилей. Только шляпы пешеходов, а над ними закатное небо и главный элемент дорожного движения. Поверхность линз светофора просматривается словно через увеличительное стекло. Фетровые шляпы автор буквально клонирует, уравнивая героев и стирая индивидуальность.
– Наконец-то выставки, посвященные советскому искусству, перестали считаться синонимом эпохи тоталитаризма, – говорит искусствовед Маттео Лафранкони. – Социалистический реализм недавно был включен в выставочный план крупнейших западных музеев. Он вызывает все больше любопытства и все меньше протестов. Он вновь приобретает право на отстраненное и беспристрастное суждение о себе.
Третий раздел посвящен просторам Советской России, чья природная неприступность покоряется трудом. Побеждены течения рек, выси гор и степные просторы. Вот – «Путина» Анатолия Шипова с типичным разгаром сезонной рыбалки. Румяные улыбающиеся женщины несут ломящуюся от рыбы корзину. На радостях не обращают внимания на рыбаков. А те оживленно переговариваются и разгружают пришвартованные лодки. Другая работа Шипова – «Чайки» – поражает палитрой зеленых оттенков: анисовые, мятные, болотные, изумрудные.. Они передают морскую прохладу и запах прибоя.
В следующем зале – равенство полов, культивируемое советским режимом. Женщины пашут наравне с мужчинами, даже с машинами порой управляются лучше. Загорелая, по-летнему одетая регулировщица Михаила Аникеева упирается в железнодорожные пути. Сильный ветер – вестник приближающегося поезда – треплет ее легкую юбку. Прямая осанка, сосредоточенный взгляд, уверенный жест – этой девушке повинуются автомобили и поезда. Еще есть красавица-водитель Виктора Куделькина. Яркая косынка, черная водолазка и золотые часы выглядят праздничным нарядом в стенах завода. Горделивый профиль и уверенность ее жестов говорят о равноправном участии женщин в деле, которое еще недавно было сугубо мужским.
– Последний раздел посвящен космосу, – рассказывает «МК» куратор выставки Надежда Степанова. – В нем чувствуется упоение национальной гордостью за первые достижения в этой сфере. Полет предстает метафорой социалистического прорыва. Обратите внимание на работу Андрея Плотнова «До свидания, земляне!» с Юрием Гагариным. Счастливый космонавт в красном скафандре собирается лететь в космос. Этот образ стал знаменитым брендом СССР.
Выставка охватывает всю советскую эпоху. Затрагивает основные тенденции развития этого противоречивого для страны периода. Прогуливаешься по ней и постигаешь нашу историю, наши реалии и национальный характер.