Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея
Фотобиеннале растет и ширится, невзирая ни на какие политические и экономические перемены (теперь фестиваль идет целых полгода, хотя зарождался как весенний фестиваль при этом). Однако не отрывается от насущных запросов публики: не случайно столько иностранных проектов, которые позволяют перенестись в другие страны (в то время как реальный вояж многим не под силу из-за скачков валюты).
Старт ХI Фотобиеннале многообещающий. Мастер из Тосканы Аддо Тринчи представит в анфиладе главного здания Музея архитектуры выставку «БЕЗ / ПРЕДЕЛЬНОСТЬ». В экспозиции несколько серий снимков, отпечатанных в необычной авторской технике на наждачной бумаге. Это и снимки архитектуры (фрагменты интерьеров, виды из окна, детали зданий), и фотонатюрморты, и пейзажи. Все серии отличает простота и лаконичность — в лучших традициях минимализма. Многие предметы и виды — на грани с абстракцией. Как замечает куратор выставки Адриана Польверони, «фотограф уделяет большое внимание свету и пространству, которые подчеркивают необычный характер поверхности, на которой напечатаны фотографии, ее шероховатость, отсылая к скульптурным произведениям Аддо Тринчи». Италия здесь не главный герой, а метафизический анализ реальности, и все же это она — родина Возрождения, футуризма и современных арт-тенденций.
Следом за премьерой в МА — большой вернисаж на главной площадке Фотобиеннале, в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке. Зрителей ждет серия открытий: от ретрофотографий города Галича 1900–1930-х годов Михаила Смодора и снимков Российской империи 1860–1870-х годов, сделанных шотландцем Вильямом Карриком, до современных снимков Неаполя, сделанных русскими авторами; от выставки молодого художника-режиссера Евгения Гранильщикова, известного своими полуфилософскими, полуполитическими видео в стиле реалити, до показа работ заслуженного и прославленного дуэта Комар & Меламид. Наконец, будет представлен новый календарь Pirelli, который выходит ограниченным тиражом и который можно купить разве что на аукционе. Наверняка нынешний, 43-й выпуск разлетится моментально, ведь для работы над ним была привлечена Энни Лейбовиц, один из самых прославленных фотографов нашего времени (это она автор снимка обнаженного Джона Леннона, целующего лежащую рядом одетую Йоко Оно, который был сделан за несколько часов до убийства музыканта).
А 17-го февраля — новая масштабная премьера, уже в Манеже. Здесь откроется семь фотопроектов. Среди них — проект, где представят Венецию и ее героев глазами Аричи Грациано (наверняка вам знакомы его фото Габриэля Гарсиа Маркеса или Хемингуэя). Обещает быть интересной и выставка «Эволюция взгляда. 1991–2016», подготовленная к 25-летию Союза фотохудожников России ее членами. Это должно быть путешествие в прошлое, где мы увидим, как менялась страна после краха Советского Союза.
Уже на следующий день, 18 февраля, нужно спешить в недавно отреставрированное историческое здание начала XIX века — Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, что на Старой Басманной. Здесь известный фотограф Себастио Сальгадо представит выставку «ГЕНЕЗИС», которую уже успели увидеть более 3 000 000 зрителей в 25 городах по всему миру. В экспозиции 245 фото, сделанных за восемь лет путешествий в 32 различных места. Сальгадо перенесет зрителя в самые разные точки планеты — пустыню Калахари, джунгли Индонезии, на Галапагосские острова, Мадагаскар, Аляску, в Антарктику, — где до сих пор правит величественная природа, живет первозданная красота. Автор пытается обратить внимание общественности на опасность исчезновения этих чудесных мест, которые еще можно спасти. Среди них полуостров Камчатка и остров Врангеля, где сделано немало снимков для проекта.
Самый ожидаемый фототур марта состоится снова в Мультимедиа Арт Музее, где представят выставку лондонского художника родом из немецкого Франкфурта-на-Майне Карен Кнорр — «Британский стиль. 1970–1980-е годы». Она известна своим оригинальным видением: для Карен, например, не составит труда поместить целый зоопарк в величественные интерьеры индийских дворцов. На фотобиеннале зрителям предстоит познакомиться с ее ранними работами, посвященными Туманному Альбиону. Впрочем, у Карен найдутся конкуренты: в тот же день представят выставки прославленного советского фотографа Аркадия Шайхета и японского мастера Хироши Сугимото.
Программа еще находится в разработке — время, к счастью, есть. Но что касается дальнейших планов, известно, что 18 мая, в День славянской письменности и культуры, свой проект — во всех отношениях знаковый — в рамках Фотобиеннале откроет Третьяковская галерея. Выставка приурочена к 160-летию музея. И посвящена она ее основателю — Павлу Михайловичу Третьякову (1832–1898), не только известному коллекционеру и меценату, но и бывалому путешественнику. Желая познакомиться с шедеврами европейского искусства и разобраться в истории стилей и направлений, он очень много путешествовал: совершил более 30 поездок только по Европе, посетил около 20 стран и 250 городов. На выставке покажут около 130 фотографий, сделанных во время путешествий. Они будут показаны впервые. Проект дополнят мемориальными предметами и снимками родственников и друзей Третьякова, с которыми он встречался в поездках или вместе с которыми путешествовал, а также журналами и путеводителями тех лет.
Остается добавить, что в рамках Фотобиеннале пройдут многочисленные мастер-классы, лекции, специальные события и в разных точках Москвы будут работать проекты в рамках параллельной программы.
Стратегические партнеры фестиваля: MasterCard, Ahmad Tea, Alcatel Onetouch, UniCredit Bank.