фото: Геннадий Черкасов
Политика — это всего лишь 10% эфира Первого канала. 10%, от которых до сих пор потрясывает любого нормального, думающего, интеллигентного человека. А если ты там, наверху, а если принимаешь решения? Или решения принимает кто-то за тебя…
Поэтому ни слова о политике. Я только вспомнил, как сразу после «Норд-Оста» в кабинете у президента Путина был разбор полетов с последующим наездом на НТВ, ну и на тогдашнего его гендиректора Бориса Йордана. Эрнст встал и при всем честном высокопоставленном народе имел наглость (и счастье!) заступиться за опальный канал. И тут же получил втык от Первого Лица. Сел и замолчал. Но ведь он сказал это!
А теперь об очень хорошем, о Первом канале. Потому что канал — это и есть Эрнст собственной персоной. Вот уже 20 лет. Посмотрите внимательно на этот Первый, и вы кое-что узнаете об Эрнсте, обязательно.
Говорят, что Первый — лучший развлекательный. Эрнст понимает толк в развлечениях. Знает, что такое качество этого жанра. Просто потому, наверное, что уважает своего зрителя. А зритель Первого — это вся Россия и есть (минус продвинутые пользователи Facebook, конечно).
А вот это проблема: продвинутых, отказывающихся смотреть телевизор, становится все больше. Но Константин Львович изо всех сил старается противопоставить себя неминуемому ходу истории. Ведь может так случиться, что в какой-либо очередной юбилей Эрнста ТВ отомрет как класс, просто уйдет в Интернет со всеми потрохами. И ящик опустеет.
Эрнст бьется. Вот он выпускает продвинутую «Школу» режиссера Гай Германики. Наивно-экспериментальную «Оттепель» Валерия Тодоровского. Ужасно неформатный «Метод» Юрия Быкова. Да, если ты умен, талантлив и фонтанируешь новыми идеями — welcome на Первый канал!
Неформатную документалистику режиссера Ромы Либерова он дает в эфир без всякого зазрения совести. О Бродском, о Мандельштаме, о Симонове. Американское интервью-трилогию Соломона Волкова с Евгением Евтушенко, наделавшее столько шума. Эрнст бьется с продвинутыми пользователями Интернета просто-таки насмерть, из последних сил завлекая их на свою сторону.
Очень трудно быть эталоном стиля, вкуса, почти невозможно. И не только потому, что нужно забивать первую кнопку 24 часа в сутки, а не все то золото, что блестит. Просто есть еще рейтинг. Чертов рейтинг, великий рейтинг, рейтинг-идол. Все просто: как потопаешь, так и полопаешь, во что бы то ни стало надо, чтобы тебя смотрели.
Поэтому Эрнст ставит и для простого народа, просто не имеет права игнорировать его. Вот вам «Поле чудес», народ, ваш любимый Якубович! Радуйся, выигрывай (есть такая буква в этом слове!), дари ему банку соленых огурцов со страшной силой. Вот «Миллионер» с Димочкой Дибровым и четыре варианта ответов, чтобы не промахнуться. Сплошное ЕГЭ.
Он любит юмор. Не такой, как на конкурирующем канале, а с подтекстом. Чтобы было второе дно. Чтобы просто был смысл. Поэтому Иван Ургант работает у него, а не где-нибудь еще.
Работая на народ, Эрнст все-таки старается поднять планочку этого народа. Чтобы народ хотя бы тянулся. Благородно, однако.
Эрнст — это еще наше «Евровидение» в Москве от 2009‑го. Открытие и закрытие Олимпиады в Сочи от 2014‑го. Особенно открытие! Нужно было всю Россию, эту Родину-мать, весь ее культурный бэкграунд вместить всего в несколько часов и показать это не пошло, не разлюли-малина, но актуально, современно, продвинуто опять же. Чтобы классика и русский рок в одном флаконе, Чайковский и «Тату» («Нас не догонят!»). Чтобы без квасного ура-патриотизма, но так понятно и без вопросов, кто тут будет первым. Чтобы стильно и лихо в то же время. Да, такие вот «Кубанские казаки» XXI века. Так удалось же!
«Старые песни о главном» — это тоже Эрнст (с другом Парфеновым). Назад, в наше милое прошлое. Зачем он это сделал, ведь по сути всегда был таким антисоветским человеком. Просто показал, что может сделать конфетку почти из всего, к чему ни притронется. Идеология ни при чем. Главное — вкус.
Это его вклад в телевидение. А политика… Ну хотя бы сегодня я почти не буду о ней вспоминать. Пусть человек порадуется, отметит свои две пятерочки. А уже завтра политика опять о нем вспомнит. Куда же без нее…