— На память приходит Велимир Хлебников, Серебряный век, футуристы с их словообразованием и неологизмами, – рассказывает Ирина Филатова и любезно согласившается провести нам экскурсию. – Слово «электродрист», конечно, придумано самим Бартеневым. Для него электрический ток, энергия – это жизнь. Поэтому в самом слове «дрист» есть что-то энергичное и пронзительное. Мне кажется, это слово очень подходит ему самому как личности, ведь Бартенев сам персонаж своего творчества, центр произведений. Он как бы живет сам внутри себя.
Эпатажный художник Бартенев – фигура легендарная. Он и автор перформансов, и модный дизайнер, и режиссер, и скульптор, и сценограф в одном лице. А еще – человек-ураган, творящий новые миры и разрушающий прежние, традиционные, представления об изобразительном искусстве, живописи и графике. Совсем недавно с большим резонансом прошла юбилейная его выставка «Скажи: я тебя люблю!» в Музее современного искусства на Гоголевском 10. Там представили ретроспективу работ Андрея за последние 25 лет: крупные инсталляции, и кинетические скульптуры, и видеоперформансы, и маскарадные костюмы. Нынешняя выставка – совершенно иного рода.
Всего в экспозиции «Файн Арта» – 20 карандашных рисунков, выполненных на специальной бумаге. В этот раз художник, творящий в жанре синтетического зрелищного искусства, удивляет совершенно иначе – черно-белой лаконичностью своих эскизов. Однако и в этих рисунках есть стремительность, острота и даже что-то гипнотизирующее. Кажущаяся небрежность, причудливая сумбурность и хаотичность элементов – это поток жизни, в которую приглашает мастер своего зрителя.
. Эта выставка – интимная, глубоко личная. Несмотря на то, что вход свободный, здесь нет столпотворения людей, пришедших просто «на можного Бартенева», нет очередей из делающих селфи на фоне его работ, ведь он – «тренди».
— Наша выставка – желание самого Андрея, – объясняет Филатова. – Ему захотелось показать свою лабораторию, вскрыть вот такую интимную сторону творчества, его внутреннюю суть. Присмотревшись, мы можем угадать, узнать в этих эскизах черты больших работ художника.
Рисунок для художника – больше, чем рисунок. Это его способ коммуникации, возможность постижения жизни и приобщения к миру. Отчасти это – своеобразный манифест, вызов. А может быть – игра в заигрывание.
— Он сам говорит – я есть движение, я не знаю, что такое настоящее, ибо чтобы это узнать, нужно остановиться. А я остановиться не могу. Он не заостряется на моменте, на сиюминутности. Он все время летит вперед, – делится размышлениями куратор
— С Бартеневым Ирина знакома долгие годы – еще с момента его появления на художественной арене Москвы: «Это был конец 80-х, когда мы впервые увидели Андрюшу. У него был парик с синими волосами, корона на голове, фантастический костюм… Мы, галеристы и ценители современного искусства, восхитились! И продолжаем восхищаться».
Совместное сотрудничество с галереей «Файн Арт» вылилось в несколько выставок Бартенева: «Новые оптимисты – «Большие волосы» (2003), «Встречающее счастье» (2006) и «Электродрист» (2016).
«Из розетки со скрежетом выходит свист –
Это кричит на свободу электродрист»,– подобные стихотворные лозунги дополняют некоторые эскизы, представленные на выставке. Каждый рисунок датирован – по преимуществу здесь работы последние, 2015 и 2016 годов, но встречаются и более давние, к примеру, 2011. Экспозиция в «Файн Арте» – это своеобразный дневник одного гения, который он пишет везде, где бы ни находился.