фото: ru.wikipedia.org
«Сервилия», написанная в 1901 году сразу после «Царской невесты» и тоже на основе трагедии Мея, считается не самой большой удачей выдающегося русского мелодиста, мастера музыкальной драматургии и гения оркестровки Римского-Корсакова. И напрасно. В этой партитуре немало великолепных арий, ансамблей, хоровых сцен и инструментальных эпизодов. Драматургия оперы также не вызывает сомнений: построенная на системе лейтмотивов, она внятно передает игру страстей и бурю эмоций. В музыке. Но, увы, не в литературном сюжете. Вот в этом, очевидно, и кроется причина неуспеха: пьеса Льва Мея основана на историческом сюжете из жизни древних римлян. И хотя сюжет этот почти идентичен фабуле «Царской невесте», многочисленные римские сенаторы, трибуны, патриции, центурионы, префекты претория, глашатаи, невольницы, волшебники, призраки, рабы, страдающие христиане и прочие обитатели Древнего Рима, густо населяющие пятиактную оперу, настолько усложняют и запутывают действие, что разобраться в том, кто кого предал, непросто.
Музыка Римского-Корсакова абсолютно русская. И хотя сам композитор утверждал в «Летописи моей музыкальной жизни», что использовал «греческие лады», «византийский и восточный оттенок», а также старался избегать «явно немецкого» и «несомненно русского», на самом деле музыка получилась сугубо «римско-корсаковская» с откровенными перекличками с тематизмом «Царской невесты», «Снегурочки» и других замечательных опер композитора.
Спектакль Камерного театра поставлен с бережностью и безграничным уважением к не получившей до сих пор сценической жизни опере: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Ольга Иванова, художник Виктор Герасименко и вся постановочная группа увидели, услышали и сыграли эту оперу именно так, как она написана. И за это им огромное спасибо. Пространство зала превращено Виктором Герасименко в античный амфитеатр, где зрители сидят на специально изготовленных лавках, подобно «древнеримским грекам». Зал полностью преображен; потолок, стены, галерея обиты медными пластинами с характерным римским узором. Костюмы могли бы выиграть соревнование в номинации «историзм» с теми, что использованы в знаменитом высокобюджетном сериале «Рим» телеканала BBC. Высокопрофессиональная работа оркестра, хора и солистов, которые составили гармоничный ансамбль, оказалась полностью адекватной сложной, наполненной прекрасными мелодиями, красочными гармониями, роскошно, как всегда у Римского-Корсакова, оркестрованной партитуре. Исполнительницы заглавной партии в разных составах Татьяна Федотова и Татьяна Конинская были равно очаровательны и выразительны. Ну а магия маэстро Рождественского, сбросившего с плеч полвека при первых же звуках оркестра, завораживает на все три с половиной часа звучания самой римской оперы Римского-Корсакова.