Спрaвeдливee будeт oгрaничиться oпрeдeлeниeм oснoвныx тeндeнций рaзвития искусствa в ушeдшeм стoлeтии. , пoкa eщe нe в сoстoянии судить oб этиx явлeнияx в цeлoм пo иx кoнeчным рeзультaтaм. Культурoлoгия и искусствoзнaниe, oсмысливaющиe явлeния и исслeдующиe прoцeссы рaзвития искусствa XX в.
Нo в этo жe врeмя вoзникaeт крупнoe интeрнaциoнaльнoe идeйнo-xудoжeствeннoe движeниe, кoтoрoe пoлучилo нaзвaниe стиль мoдeрн в Рoссии, aрт нувo в Бeльгии и вo Фрaнции, сeцeссиoн в Aвстрo-Вeнгрии, югeнд-штиль в Гeрмaнии, стиль либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, стиль Тиффани в США. Разумеется, что подобная программа устремлена в сторону искусства для искусства, эстетства. Отсюда столь частое соединение символической идеи и декоративного мотива. уходят в прошлое демократический реализм и импрессионизм, претерпевает серьезные изменения творчество постимпрессионистов. Но вместе с тем она направлена и на преобразование жизни эстетическими средствами. Саму же композицию определяет декоративно-узорное начало. Модерн поставил задачу создания нового большого стиля, заключавшего в себе вполне отчетливую эстетическую программу. Очевидно, что единственным носителем прекрасного для стиля модерн служило само искусство. В живописи гибкие линии и пятна цвета не выделяют объем, а создают своеобразный мир, где пространство не обладает глубиной, а предметы и фигуры — массой. На рубеже XIX-XX вв. Искусство XX в. Творчество понималось как художественная фантазия, уподобленная творящим силам природы. В целом идея такой программы — это идея сотворения прекрасного, которое не содержится в окружающей жизни, не удовлетворяющей художников. кризисное, выражающее наивысшую напряженность перелома. В архитектуре распространяются текучие, пластические, словно самообразующиеся формы, в декоративном творчестве — стилизованный растительный орнамент, стелющийся по поверхности, разрастающийся, словно бы обволакивающий предмет.
Беренс (1868-1940) работал как архитектор, живописец, дизайнер и график. Бельгиец X. Немец П. Выспяньский (1869-1907) был поэтом, драматургом, живописцем, графиком, мастером архитектурного оформления интерьера. Поляк С. Ван де Вельде (1863-1957) выступал как теоретик модерна, архитектор, организатор декоративно-прикладной художественной деятельности, живописец и график. Модерн тяготел к синтезу искусств.
принесли французскому модерну мировую славу, были одновременно архитекторами, скульпторами, графиками, дизайнерами и многое умели делать своими руками. Художники Эмиль Галле, Эжен Грассе, Эжен Вален, Луи Бо-нье, Альфонс Муха и др.
Восточные мотивы не только образуют особую группу произведений в пределах этого стиля, но часто используются в декоративно-прикладном искусстве. Стиль модерн сумел органично соединить европейскую и восточную художественную традиции.
п. Художники-модернисты, по сути, создали новый тип книги, где все оформление представляло собой единое целое, включая не только иллюстрации, но и шрифт, переплет, формат и т. Этому способствовало и то немаловажное обстоятельство, что возможностям журнально-газетного цинкографического клише соответствовали свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего широкой контурной линией и плоским пятном. Модерн прямо причастен к подъему тиражной графики, который привел к массовому распространению графических искусств в общественном и личном обиходе. Особо бурное развитие переживала газетная и журнальная графика. Наряду с массовыми тиражными изданиями стали появляться дорогие, изысканные издания, к оформлению которых привлекались не только художники-графики, но и художники других специальностей.
Практически целиком в русле этого стиля произошло и становление искусства плаката. Особую группу занимают плакаты, содержащие социально-политические мотивы, которые легли в основу революционного плаката. В рекламных плакатах развивается предметно-вещная манера, придающая убедительность изображению рекламируемого изделия.
Появляются не только целые направления и отдельные крупные мастера, работающие в этом виде искусства, но по-новому начинают развиваться целые отрасли промышленности: фарфоровая в Дании (художник К. Галле) и опалового стекла в США (Л. Практически все художники-модернисты создавали драпировки, мебель, бижутерию и др. К. Томсен), производство стекла во Франции (Э. Переворот был произведен художниками модерна и в декоративно-прикладном искусстве: бытовым предметам они придавали художественное значение. Тиффани).
Наибольшее распространение китч получает в оформлении бульварной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения. В 1907 г. возникновение организации «Немецкий веркбунд», которая объединила на новой основе промышленников, архитекторов и художников, обозначило начало новой эпохи. Но на практике это привело к резкому расслоению. Изделия в стиле китч представляют собой как бы дешевый фантом прекрасного. Им свойственна сентиментальность, выспренняя патетика, нарочитый эклектизм, избыток декора и подделка под дорогие материалы. Китч тиражировался на основе промышленной имитации уникальных изделий. он стал одним из явлений массовой культуры. С одной стороны, стали создаваться дорогостоящие произведения искусства, а с другой — дешевые поделки, получившие название китч. Модернисты хотели соединить художественное высокопрофессиональное творчество и производство бытовых изделий. С 1960-х гг.
Есть работа в Кишиневе вакансии появляются каждый день. На фоне мировых проблем в экономике, люди всё больше дорожат своим рабочим местом.
К положительным сторонам попыток соединить художественное творчество и промышленное производство необходимо отнести возникновение дизайна, а также конструирования массовых изделий, наделенных стандартным уровнем качества. Дизайн, объединивший различные виды проектировочной деятельности, главной целью ставил формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Все это указывало на кризисное, переломное состояние эпохи художественных стилей. Но это, в свою очередь, в корне отрицало декоративно-орнаментальную стилистику модерна. К ним относились не только красота, но и целесообразность, экономичность, физиологическое и психологическое удобство пользования объектом.
Гауди, в частности, создавший в Барселоне парк Гуэль и многоквартирный дом Батло, и Й. Но стиль модерн не собирался сдавать свои позиции. Райт. В стиле модерн работал американский архитектор Ф. Л. К архитектурным центрам модерна относятся такие города, как испанская Барселона, итальянский Турин, германские Мюнхен и Дармштадт. Модерн также не получил и безусловного столичного признания, хотя в этом стиле строились сооружения и в Париже, и в Вене, и в Брюсселе. Лозунгом американских архитекторов становится: «Форма следует функции». Он бурно и пышно расцвел в архитектуре. Модерн никогда не мог претендовать и на массовое зодчество, потому что его архитектурные фантазии требовали очень больших финансовых затрат. Правда, модерн не стал официальным государственным стилем, потому что его романтические вольности мало подходили для официальных зданий. Хофман, построивший дворец Стокле в Брюсселе, украшенный многоцветными мозаиками художника Г. Архитектура сосредотачивается на создании своего рода эстетического комфорта. Снаружи эти здания выглядят как асимметричная пространственная композиция, сливающая воедино разные по формам и масштабам объемы. В США архитектура приобретает жизненно целесообразный характер, что отразилось на строительстве односемейных загородных домов. Климта. Декоративное убранство фасадов и интерьеров достигает невероятной изощренности, при этом форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Этот стиль развивался в основном в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Наиболее яркими представителями стиля модерн в зодчестве были А.
Здания переходного стиля еще многое связывало со стилем модерн, например, облицовка фасадов плиткой. Но новое проглядывало и в ничем не скрытом железобетонном каркасе и на обширных поверхностях стекла, образующих лаконичную архитектуру фасада. Пер-ре, привело к возможности создания огромных от пола до потолка «французских» окон, как бы расширяющих стену. Применение железобетонных каркасов, которые впервые были использованы в Париже О. Рациональные тенденции стали наиболее широко и ярко проявляться при строительстве различных общественных зданий. Постепенно эмоциональный эстетизм модерна все более уступает конструктивизму, рационализму и функционализму.
Основные направления западной культуры XX в.

