Всe люди привыкли вoсxищaться прoизвeдeниями искусствa. И всё этo – искусствo прирoды. Нo, пo мнeнию мнoгиx людeй, искусствo сoдeржится вo всём, чтo oкружaeт нaс сaмиx. Нe прoстo чeлoвeк дeлaeт мир крaсивee и лучшe, этo дeлaeт сaмa прирoдa. Мнoгиe из ниx мoжнo увидeть в выстaвoчныx зaлax, нa пoлкax спeциaлизирoвaнныx мaгaзинoв, услышaть, прoчитaть, увидeть. В зимнюю пoру мы мoжeм рaссмaтривaть виртуoзныe рисунки нa oкнax, любoвaться блeстящими сугрoбaми, вeтвями дeрeвьeв, кoтoрыe oкутaны пушистым инeeм. Eжeднeвнo мы мoжeм нaблюдaть рaссвeты и закаты, звёздное небо, переливы солнечного света, обилие облаков, перекатывающихся из одного конца небесной сферы к другой. Всё это завораживает нас. Доставка из Китая картин и других произведений искусства делает их всё более доступными.
Имеется в виду – как подвержены природе пространство и плоскости? Но подвержены ли этому закону те вещи, которые, казалось бы, сами из себя не представляют ничего красивого?
Так, Эшер мог расположить плоскость так, что приходилось долго думать, совмещать одну часть картины с другой, рассматривать их всё больше и больше. И там повторялось в точности то же самое. В его картинах они могли найти и воспроизведения сложных математических законов, и просто увидеть привычное в другом свете. Не имея специального математического образования, сам Эшер создавал такие работы, которые заставляли ломать головы даже великих математиков. Наконец, у зрителя начинало рябить в глазах, он бросал это занятие и отходил к следующей картине. Голландский художник Мауриц Эшер однажды решил доказать, что даже математика может быть подвластна искусству и сама быть искусством.
Все эти знания он черпал из математических статей. Часто Эшер в своих картинах использовал такие явления в математике, как разбиение плоскости, словно мозаики, о расположении трёхмерных объектов, так называемыми «невозможными фигурами». После нескольких выставок и репортажах в журналах, его имя приобрело всемирное известность. По состоянию здоровья мечта Эшера о том, чтобы стать архитектором, была невозможной, поэтому он начал рисовать.
Более он увлекался нерегулярной мозаикой, в которой с помощью разных фигур можно создать совершенно разную интерпретацию плоскости. Но и на этом он не остановился. Но Эшера это интересовало мало. Поразительно, что человек, не имеющий математического образования, мог выполнять такие работы. Скорее всего – он был гением в этом, и ему способствовал талант. Относящиеся к первой группе мозаики с использованием простых многоугольников разбиваются на набор замкнутых фигур. В такую отрасль математики он ввёл собственное изобретение – мозаику, которая состояла из фигур, которые могут изменяться и изменять пространство вокруг себя. Как известно, плоскость может разбиваться на регулярные и нерегулярные мозаики.
Эшер в своих работах не использовал всем известные правильные фигуры. Он крутил ими, как хотел, чтобы добиться желаемого результата. Используя такие свойства геометрических фигур, как симметрия, смещение и прочие, он искажал их, превращая в птиц, животных и прочее.
Практически во всех работах Эшера можно встретить ту или иную математическую фигуру, имеющую особую красоту и шарм. Изображение получается таким, что хочется взять и потрогать тот или иной многогранник. Если посмотреть на его работы, кажется, что он не рисует их, а воссоздаёт на бумаге из воздуха. Но это только рисунок. Художник явно не жалел сил и времени на свои работы. Попутно изучая, дополняя свои знания всё новыми и новыми примерами, Эшер в своих картинах создавал собственную математическую Вселенную, искажая и пространство, и время, и вещи, и даже геометрические фигуры. Особую прелесть составляли для Эшера многогранники и объёмные тела.
На них смотришь и думаешь – как же это так? Он создавал работы, которые завораживали, которые заставляли задуматься. Знаменитые работы Эшера видели все: это и «Рисующие руки», которые рисуют самих себя – получается цикл, и изображение ленты Мёбиуса, и многие-многие другие работы, которые можно сразу же узнать из толпы – по тому, сколько в них содержится геометрии. Но всё это он создавал с помощью обычного карандаша, пользуясь умением рисовать и любительскими математическими знаниями.