К XVII вeку Зaпaднaя Eврoпa oкoнчaтeльнo вступилa в Нoвoe врeмя. Тaк, в истoрикo-филoсoфскoй мысли принятo oбoзнaчaть пeриoд в истoрии чeлoвeчeствa мeжду Срeднeвeкoвьeм и Нoвeйшим врeмeнeм. Рoдилoсь этo слoвoсoчeтaниe кaк oпыт истoричeскoй рeфлeксии итaльянскиx гумaнистoв эпoxи Вoзрoждeния, прoтивoпoстaвлявшиx Рeнeссaнс «тёмным вeкaм» Срeднeвeкoвья и oтoждeствлявшиx нoвыe врeмeнa с рaсцвeтoм светской культуры и искусств, то есть, прежде всего, художественно-духовным фактором.
Аннибале Карраччи —
Венера, Адонис и Амур
В отличие от эпохи Возрождения, специфику культуры XVII века принято соотносить с социально-экономическими и политическими изменениями. В XVII веке начался процесс утверждения капиталистических отношений в экономике, развивались наука и техника, образовались абсолютистские национальные государства. Великие географические открытия отодвинули границы познаваемого мира на огромные расстояния, приблизить которые можно было с помощью техники и интенсивной колонизации. Развитие рационализма, стремительное распространение научного знания и технических изобретений делал мир понятней и зримей, но, в то же время пошатнулся гуманистический оптимизм эпохи Возрождения, вера в безграничные возможности человека, гармонии его с природой и миром.
Диего Веласкес
Огромность мира, многообразие его форм, рождают ощущение трагического конфликта человека и мира, человека и общества. Утратилось ощущение целостности мироздания, а также способов его познания и описания – наука и искусство расходятся, пожалуй, навсегда.
Искусство стало самостоятельной сферой, занимающей свою нишу в социальном устройстве. Появился новый слой заказчиков – буржуазия, относящаяся к искусству вполне утилитарно. Росла узкая специализация художников, что приводит, в том числе, к появлению жанровости в искусстве.
Ведущим стилем XVII века принято считать барокко – динамичный, избыточный, построенный на контрастах и иллюзиях, стиль. Мастерами барокко были архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) , художники Аннибале Карраччи (1560-1609) , Караваджо (1573-1610) , Диего Веласкес (1599-1660) , Питер Пауль Рубенс (1577-1640) . В искусстве XVII века зарождались и другие стили, получившие развитие в последующие эпохи. Это, прежде всего, классицизм, рождённый рационалистическим мировоззрением и отражающий государственный порядок абсолютистских монархий. Классицизм XVII века достиг расцвета в творчестве французского художника Николы Пуссена (1594-1665) . Реалистическую традицию в искусстве XVII века наиболее ярко представляет голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) .
Жак-Луи Давид —
Прощание Телемаха и Эвхариды
В искусстве XVIII века, прозванного эпохой Просвещения, наряду с развитием классицизма и реализма, формировались новые стили – рококо и сентиментализм. Гражданственный пафос классицизма достиг своих высот у французского художника Жак-Луи Давида (1748-1825) . Антуан Ватто (1684-1721) ,