Антиквары страдают от фиктивных заключений Минкульта

Пeрвым бeрeт слoвo прeзидeнт   Мeждунaрoднoй кoнфeдeрaции   aнтиквaрoв и   aрт-дилeрoв Вaсилий Бычкoв:   «Рeзультaтoм нeдaвниx oбщeствeнныx   слушaний пo   прoблeмaм кoллeкциoнирoвaния в OП   стaлo сoздaниe рaбoчeй группы пo   рaзрaбoткe бaзoвoгo зaкoнa культурныx   цeннoстeй. В группу вoшли мнoгиe   присутствующиe, в тoм числe я. Нaчнeм с   oглaски трeбующиx рaзрaбoтки   блoкoв, зaкoнчим вaшими   рeкoмeндaциями, кoтoрыe будут учтeны».

Вaжнo, чтo с мoмeнтa oбщeствeнныx   слушaний, гдe пoвeсткoй стaл вoпрoс   принятия зaкoнa o ввoзe и вывoзe   культурныx цeннoстeй, прoшeл всeгo   мeсяц.   Мнoгиe экспeрты, в тoм числe в «МК»,   гoвoрили, чтo принятиe этoгo зaкoнa   мoжeт затянуться на годы. Но нет, после   выборов сменился Комитет по   культуре Госдумы, который не стал   откладывать дело в долгий ящик —   создалась рабочая группа, и закон уже   прошел первое чтение. Принять его   обещают уже в начале следующего года.   Если тезисно, то вот блоки закона,   требующие разработки:

1) отсутствие правильного определения   «культурных ценностей»; 2) их оборот;   3) их сохранность; 4) их ввоз и вывоз; 5)   отсутствие упоминания меценатов   (решается, нужно ли вообще упомянуть   их); 6) изыскание археологических   ценностей; 7) новые стандарты   экспертизы; 8) отсутствие вопросов   частного   коллекционирования.

Услышав последний аспект, оживился   юрист Владимир Абрамов: «Закон   совершенно не отлаживает   взаимодействие госколлекций с   частными. Это   выгодно Министерству культуры,   которое отлаживает эти дела своими   путями.   Оно у нас вообще самое нищенское, ходит   с протянутой рукой, хотя спит на   золоте. Здесь вообще есть кто-нибудь из   Минкульта?»

— Я есть, — нашелся известный   коллекционер Михаил Перченко. —   Почему, как   только речь заходит о деньгах, сразу   всплывает Министерство культуры? Хотя   по сводкам последних новостей ясно,   что деньги водятся у таможни.

— Причем здесь таможня? — перебивает   г-на Перченко представитель ФТС Елена   Пискунова. — Я каждый день на работе встречаю   фиктивные заключения, подписанные   работниками Минкульта.   Ничего не могу с этим поделать, так как   на   всех стоит печать. Приходится   смотреть, как на моих глазах незаконно   вывозятся культурные ценности. Мы   неоднократно просили Минкульт   предоставить нам базу данных, с   помощью которой мы бы смогли проверять   законность документов. Но в ответ   слышим: «Мы боимся делать такую базу,   мало ли чего упустим».

— Мы действительно боимся ошибиться,   хотя, как показывает практика,   ошибаемся, правда, не   больше 1%, —   отстаивает Минкульт г-н Перченко. — Но   77–80% русских вещей, продаваемых на   Christie’s и Sotheby’s, проходят мимо   таможни и без заключения работников   Минкульта. Все, что мы смогли сделать,   мы сделали — одобрили закон, согласно   которому национальные ценности любого   возраста вывозить запрещено, все   остальное можно — и без пошлины.

— Больше всего от слабых сторон этого   закона страдают меценаты: вспомните   недавнюю историю того, через какие   трудности пришлось пройти Ольге   Свибловой, чтобы подарить центру   Помпиду коллекцию Владимира Потанина,   а   сколько налогов пришлось заплатить, —   к дискуссии присоединяется   арт-директор «Винзавода» Николай   Палажченко. — А Шалва Бреус, которому   не   дают открыть в «Ударнике» музей   современного искусства. Таких   проблемных   историй много, и заниматься ими должно   государство. А оно пока не   поддерживает меценатов, даже   наградами.

— Как не поддерживает? Мединский год   назад Вагита Алекперова наградил!

— Так то меценат государственного   уровня: спонсирует всех, от Большого   театра до небольших музеев, —   почему-то отвечает представитель   «Единой   России» Марина Сирота.  

— У всех разные возможности, —    продолжает г-н Палажченко. — В любом   случае   Алекперов — единичный случай, хотя   таких должно быть много. Ведь мы знаем,   как благодаря меценатам продуктивно   работают частные арт-институции:   «Гараж», музей иконы, русского   импрессионизма… Если бы президент   сказал,   что поддерживать меценатов важно, хотя   бы наградами, то за год их стало бы   в два раза больше. Они бы предпочли не   вывозить коллекции, а дарить их   государству. Так что дело не только в   законах, но и в отношении власти к   художественным ценностям, их   владельцам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.