Аттила Грандпьер: «Западная цивилизация сделала музыку прислугой»

Фoтo: Tamas Leko

Сaми oни, прaвдa, нe любят, кoгдa нa   ниx вeшaют ярлык пaнк-aртистoв, нaзывaя свoю музыку пeрвoбытным, мaгичeским фoлкoм. Тaкoe oщущeниe, кaк будтo ты видишь яркую вспышку в   тeмнoм нeбe и   нe мoжeшь oбъяснить ee прирoду или нaблюдaeшь зa   пoлeтoм НЛO. Всe этo кaжeтся нeрeaльным, нo   свидeтeлeй слишкoм мнoгo. Твoрчeствo VHK (сoкрaщeнный вaриaнт нaзвaния кoллeктивa. — Aвт.) кoнцeптуaльнo связaнo с   тeми врeмeнaми, кoгдa вeнгры eщe нe   пoпaли пoд влияниe зaпaднoй цивилизaции, были свoбoдными. У   ниx были свoe мирoвoззрeниe и   свoя рeлигия — язычeствo. Aттилa нe   тoлькo тaлaнтливый aртист с   oсoбым видeниeм искусствa и   филoсoфии, oн тaкжe oдин из   самых известных в   мире ученых-астрофизиков, имеет научную степень и   является исследователем Солнца и   солнечной активности. Он основал группу в   далеком 1975-м. В   ее истории были и   запреты концертов на   родине из-за странности происходящего на   сцене, однако музыканты все равно выступали, маскируясь под другими названиями, и   взлет популярности, и   яркие гастроли на   Западе. Они стали первыми артистами из   Восточной Европы, записавшимися на   лейбле Джелло Биафры. Команда пережила длительный кризис и   восемь лет не   давала концертов, но   потом возродилась из   пепла, как птица Феникс. Когда мы встретились с   Аттилой Грандпьером в   гримерке, я   была удивлена — настолько сценический образ не   совпадает с   обликом артиста в   реальной жизни. Но   в этом интерес и   прелесть. Говоря о   том, что VHK играют музыку, наполненную первобытной силой, музыкант и   ученый как будто сам только что спустился на   Землю из   космоса или перенесся на   машине времени в   современность из   глубины веков. В   его рассуждения о   тайнах Вселенной и   большие голубые глаза, светящиеся каким-то необычным светом, можно погружаться, как в   бездну. И   сам он — как будто бездонное отражение своей музыки, загадку которой можно пытаться разгадывать бесконечно.

— Аттила, ваша группа появилась на музыкальном горизонте уже больше 40 лет назад. Изменилась ли   за это время атмосфера внутри нее, творческая концепция?

— Говоря о ней, важно обратиться к   названию коллектива. Vágtázó в   венгерском языке — это то   состояние, когда ты на   полной скорости скачешь на   лошади, испытывая чувство, близкое к   экстазу. Насколько я   знаю, у   этого определения нет эквивалента ни   в русском, ни   в английском языке. Вторая часть нашего имени — Halottkémek — переводится как «коронеры». Этим словом в   некоторых странах англосаксонской правовой семьи называют должностных лиц, которые расследуют историю смертей, произошедших при странных обстоятельствах. Выбрав для своей команды такое многослойное и   необычное название, мне хотелось показать, что большинство людей не   проживают свою жизнь полноценно, как должны, а   являются рабами системы, современного общества. Мы всегда стремились дать слушателям мощный импульс, чтобы они могли стать энтузиастами, вздохнуть полной грудью, начать проживать осознанную жизнь, наполненную смыслом и   вдохновением. Музыка для нас в   этом ключе — очень сильное выразительное средство, воздействующее на   эмоциональную сферу. При ее создании наша главная цель в   том, чтобы максимально мобилизовать человеческий потенциал, ту жизненную силу, которая уже заложена в   нас природой, но   часто находится в   спящем состоянии. И   за все это время концепция творчества не   менялась. Конечно, история VHK началась много лет назад. И   если первые лет 20 мы жили с   абсолютным ощущением того, что музыка занимает всю нашу жизнь, а   работа находилась на   втором месте, то   сегодня, безусловно, для меня не   менее важна моя научная деятельность. Я   занимаюсь исследованиями в   области инновационной астрофизики, делаю открытия, пишу книги, провожу лекции и   паблик-токи. Наука позволяет работать с   людьми на   интеллектуальном уровне, музыка — на   эмоциональном.

— Творчество и наука взаимосвязаны для вас?

— Безусловно. Вселенная состоит из атомов, из   их комбинаций. Точно так же   вся музыка, по   факту, состоит из   семи тонов и   их полутонов. Но   я считаю, что на   самом деле жизнь больше, чем просто сочетание атомов, а   музыка больше, чем комбинация нот, потому что в   них заложены более глубокие, космические принципы создания. Это принцип материи, жизни и   осознанности. Они воспринимаются скорее не   на физическом, а   на эмоциональном уровне. Именно на   них зиждется и   Вселенная, и   первобытная музыка, что делает ее по-настоящему сакральной.

— Вы совместили серьезную философскую концепцию с панк-музыкой. А   ведь классический панк не   отличается глубиной содержания, в   отличие от   того, что делает VHK…

— Многие артисты в этом направлении просто играют панк ради панка, бесконечно копируют друг друга, но   для нас это лишь поверхность, форма, жанр. Меня он изначально привлек тем, что в   нем заложен некий инстинкт, экспрессивность подачи. Для меня этот инстинкт связан с   тем сакральным отношением к   жизни, которое культивировалось в   древнем мире и   помогало людям исследовать свою истинную сущность, свои природные, космические возможности. Тогда человечество хранило и   передавало знания, связанные с   секретами существования Вселенной, течения жизни, рождения искусства и   силы его воздействия. Творцы экспериментировали, создавали по-настоящему волшебную музыку, наполненную энергией. Но   все это происходило несколько тысячелетий назад, и   на смену тем временам пришло новое отношение к   действительности, новое мировоззрение, гораздо более узкое и   поверхностное. Во   многом это связано с   многочисленными войнами, из-за которых умение радоваться жизни, ценить ее уступило место страданиям, стремлению выжить, жаждой наживы. Такие процессы отразились и   на музыке, которую в   западном мире принято оценивать с   точки зрения искусственно насажденных «экспертных» знаний. Так она становится прислугой, удовлетворяющей поверхностные потребности, просто средством для развлечения. Ее хозяином становится бизнес. И   это убивает всю магию в   ней. Представители так называемой индустрии даже не   задумываются, что на   самом деле в   музыке есть нечто, что может рассказать о   сущности, природе всего нашего существования, Вселенной. Я   считаю, просто бесчеловечно использовать музыку в   качестве бездушного инструмента, делать из   нее прислугу, подчиняющуюся хозяину. Для Запада такой тип восприятия типичен, и   эта тенденция развивается на   протяжении последнего тысячелетия. Мы забываем о   корнях. В   определенные периоды фолк-музыка была даже запрещена, так как не   соотносилась с   новыми «законами». Древние идеи были преданы, и   это огромная ошибка западной цивилизации.

Фото: Bands Through The Lens

— Можно ли что-то изменить?

— Уверен, что да. И именно в   этом веке. Я   считаю, мне очень повезло в   жизни. Мистическим образом во   мне стала инстинктивно рождаться музыка, которая изменила ход моих мыслей, пробудила скрытые силы, она начала исходить из   глубины души и   удивила даже меня самого, стала открытием, ничего подобного я   не сочинял раньше. Все, кто ее слышал, говорили, что она похожа на   восточную молитву. В   ней ощущались древние азиатские мотивы. Раньше я   не изучал ничего подобного специально, так что все это стало большой неожиданностью. В   какой-то момент я   ощутил потребность бегать на   полной скорости, параллельно занимаясь горловым пением. Не   случайно говорят, что трансформировать мир можно, только начав с   самого себя. Тогда я   понял: чтобы развивать эту историю, я   сам должен как-то измениться. В   прошлом году я   писал книгу о   культуре Древней Евразии. Именно на   этой территории существовала очень высокоразвитая цивилизация, обладающая огромным количеством знаний и   мудростью. Но   если в   современном сознании она часто ассоциируется с   силой, успешностью, финансовой состоятельностью, то   тогда это была «дружелюбная» мудрость, направленная на   созидание и   укрепление мира. Много тысячелетий назад эта культура развивалась как раз на   территории нынешней России, Китая, Венгрии. И   я думаю, она может быть возрождена. Должна быть создана экологичная цивилизация, уважающая природу, жизнь человека.

— А готовы ли   современные слушатели воспринять все эти идеи и   задуматься об   их реализации? Уверены ли   вы, что они смотрят так глубоко, слушая вашу музыку?

— Инстинктивно мы знаем намного больше, чем думаем. Тайное, скрытое знание сильнее интеллекта. Даже просто слушая нашу музыку, люди одновременно приобщаются к нему и   пробуждают его внутри себя, получая бесценный опыт. Это как дверь в   прошлое. Когда она открывается, жизнь может кардинально измениться, и   человек начинает внутренне эволюционировать. Как я   уже сказал, музыка имеет колоссальную трансформирующую силу. Проводились эксперименты, когда различная музыка по-разному воздействовала на   растения, что уж говорить о   человеке, мыслящем и   восприимчивом существе. У   нас богатый внутренний мир, это передалось через невероятное количество лет и   поколений, нужно только вспомнить о   нем и   снова начать его культивировать.

— Почему тогда столько людей слушают, например, поп-музыку, тысячами приходят за тем самым легким и   поверхностным развлечением, о   котором вы говорили?

— В определенный момент мы перестали работать над собой, и   внешне современная система общества, его жизнедеятельности была выстроена так, чтобы не   вспоминать о   саморазвитии. Когда люди мыслят поверхностно, забывают о   своей истории, способностях и   возможностях, связи с   космосом, ими легче управлять, манипулировать. Есть те, кому это выгодно с   материальной точки зрения, но   не стоит забывать, что во   Вселенной есть не   только материальные ценности. Материя сама по   себе — лишь поверхность, форма (так же   как и   в музыке форма может быть совершенно разной, о   чем мы с   вами говорили). Наш мир — это живая, изменяющаяся субстанция, состоящая из   разных составляющих. И   моя научная работа связана как раз с   этим. Я   уже говорил вам о   фундаментальных принципах его существования. Так вот принцип материи возведен во   главу угла в   западном сознании. Но   не стоит забывать о   принципах жизни и   осознанности. Я   уверен, что именно на   них должно ориентироваться человечество, чтобы находиться в   гармонии с   космосом и   природой. На   них должна строиться цивилизация, стремящаяся к   развитию, оздоровлению себя, а   не к   самоуничтожению. И   эти два принципа очень тесно связаны, так как все зависит от   того, как мы воспринимаем свою жизнь, Вселенную, живем ли   мы осознанно или нет. Это определяет и   уровень развития общества, культуры в   нем. Оптика должна быть настроена идеально, восприятие должно быть здоровым. Вот и   все. Мы ушли от   такого понимания, но   на самом деле это так просто и   естественно.

— Аттила, на сцене вы как будто один — бесшабашный, эмоциональный и   неукротимый, а   в жизни другой — интеллигентный, мягкий, интеллектуально развитый… Есть даже теория, согласно которой в   одном человеке может сочетаться несколько субличностей. Вам она близка?

— Я думаю, все мы в   разных ситуациях играем разные жизненные роли, но   если смотреть в   самую суть, человек никогда не   меняется и, даже играя их, несет в   мир одни и   те же   мысли, идеи, один и   тот же   месседж. Меня многие спрашивают о   том, как во   мне сочетается безумие, которое я   якобы проявляю во   время концертов, и   спокойствие, уравновешенность в   обычной жизни. На   самом деле я   не считаю себя безумным. Просто на   сцене чувствую себя гораздо свободнее, и, согласитесь, было бы странно, если бы я   так же   себя вел на   научных конференциях… Однако и   в той, и   в другой ситуации перед вами один и   тот же   человек. У   меня нет раздвоения личности.

— Какие события в истории группы стали поворотными?

— Об этом можно написать целую книгу, мы прошли уже долгий и   яркий путь. В   самом начале все мы были невероятно воодушевлены, ощущали в   себе неимоверную силу. Благодаря своему отцу я   изучал много важных для себя вещей, которые меня очень мотивировали. И   я хотел создать музыкальную группу, которая стала бы самой лучшей группой в   мире. Все участники команды были единомышленниками, у   всех были одинаковые амбиции, так что мы выкладывались на   все сто. С   нами происходило много всего интересного. Сначала мы стали очень популярны в   Венгрии, и   каждый второй старшеклассник и   студент знал о   нас. В   середине 80-х нас пригласили на   гастроли, мы стали выступать с   концертами на   Западе, и   это был очень важный период. В   1988-м вышел дебютный альбом. Это тоже стало поворотным моментом. В   2001-м я   покинул группу. Это было связано и   с моими личными проблемами, и   с отношением внутри коллектива. Мы все являлись близкими друзьями, но   потом ситуация изменилась, и   это было очень неприятно. Я   ощущал сильную фрустрацию по   этому поводу. Период, когда история VHK на   несколько лет приостановилась, был очень тяжелым, особенно первые два года. Но   сейчас я   понимаю, что он был необходим. Я   всегда мечтал играть фолк-музыку с   максимально мощным энергетическим посылом, но   на момент расставания с   командой другие ее участники больше тяготели к   року. В   2005-м я   создал коллектив Vágtázó Csodaszarvas («Galloping Wonder Stag»), где стали использоваться древние акустические инструменты. С   этой командой я   записал четыре альбома, представляющих корневую, первобытную фолк-музыку, первые два из   них очень быстро получили статус золотых. Однако для меня очень важным стало возрождение моего главного коллектива, который вернулся на   сцену с   новой энергией и   стал лучше, чем был прежде. Я   осознал, что не   могу без этой музыки.

— Видите ли вы молодых артистов, продолжающих вашу традицию?

— Нам удалось найти какое-то уникальное сочетание звучания и содержания. Думаю, мы оказали влияние на   многих ребят, но   повторить это никому пока не   удается, для этого нужно глубоко чувствовать и   знать традиции, быть полностью погруженным в   них. Повторюсь, если бы не   мой отец и   не те знания, которые он передал мне, я   сам, возможно, никогда не   создал бы такую группу, всего этого бы не   было.

— Вы верите в судьбу?

— Да, думаю, это была судьба, предопределение. Но я считаю, что если мы живем в   гармонии со   Вселенной, то   можем сами строить свою судьбу, а   мироздание помогает нам в   этом. Жизнь прекрасна, во   многом не   исследована, это необъятное космическое поле. И   я убежден, что Вселенная — живой организм, и   у нее есть еще большие планы на   все человечество, мы являемся частью гигантского вселенского замысла. В   этом смысле у   каждого из   нас еще очень много работы, в   буквальном смысле слова космического масштаба.

— Какие ваши главные амбиции сейчас?

— Я написал две книги. Первая — о   Вселенной как о   живом организме, вторая — о   жизни Солнца, которую я   назвал «Теория Гелиоса». Как я   уже говорил, я   стараюсь показать читателям новый взгляд на   астрофизику, делюсь с   ними результатами своих кропотливых сорокалетних исследований. Эти работы были переведены на   английский, но   мне также хотелось бы, чтобы в   будущем они вышли на   русском и   китайском языках. А   еще — мы с   удовольствием вернулись бы с   концертами в   Россию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.