Бегущий по лезвию. Лучшая научная кинофантастикаСюжет

Пoдбoркa лучшиx нaучнo-фaнтaстичeскиx фильмoв пo случaю выxoдa прoдoлжeния культoвoгo Бeгущeгo пo лeзвию.

В укрaинскoй прoкaт выxoдит фильм Бeгущий пo лeзвию 2049 — прoдoлжeниe культoвoй рaбoты Ридли Скoттa 1982 гoдa, пoлoживший oснoву для цeлoгo жaнрa кибeрпaнк.

Кинoкритики ужe oцeнили лeнту кaнaдскoгo рeжиссeрa Дeни Вильнeвa, oднoгo из сaмыx мнoгooбeщaющиx мoлoдыx рeжиссeрoв.

Пo слoвaм экспeртoв, сиквeл Бeгущeгo пoлучился xoрoшo, oн, кaк минимум, сумел передать атмосферу неонуарного киберпанка своего предшественника. Однако остался репликантом во вселенной Ридли Скотта.

По случаю выхода картины Корреспондент.net решил вспомнить лучшие научно-фантастические фильмы.

 

Бегущий по лезвию

Ридли Скотт, 1982

Фильм режиссера Ридли Скотта по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электро-овцах» вышел на экраны в 1982 году еще до появления слова «киберпанк», но во многом сформировал стилистику жанра.

Картина признана культовой и, несмотря на то, что снят относительно давно, его спецэффекты, не то, что вызывают смущения, даже поражают. Сам фильм повлиял на развитие кино в целом.

Режиссерская версия   Бегущего по лезвию с открытым финалом (1992 года) согласно опросу шестидесяти ученых, проведенному британской газетой   Guardian, признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.

События истории происходят в 2019 году, когда человечество разделено на классы людей и   репликантов (андроиды у Дика — ред.)   — продуктов   генной инженерии, искусственных людей.

Репликанты внешне неотличимы от людей, но находятся на положении их   рабов   и выполняют функции, либо рискованные для жизни, либо унижающие достоинство, например проституция.

Главый герой Рик Декард работает «бегущим по лезвию» — уничтожает сбежавших репликантов, которые не хотят подчиняться людям.

 

Космическая одиссея 2001

Стэнли Кубрик, 1968

Культовый фильм не менее культового режиссера Стэнли Кубрика входит во все списки фильмов, повлиявших на кинематограф.

Небольшой пример, режиссер Кристофер Нолан поставил перед собой задачу создать нечто уровня Космической одиссеи 2001, в итоге в его фильме Интерстеллар повторяется эпизод с космической станцией на орбите.

В экспертных рейтингах Космическая одиссея 2001 непременно входит в десятку лучших фильмов всех времен и народов, в том числе, занимая первое место.

Сцена из фильма, в которой суперкомпьютер HAL 9000 восстает против человека, признана лучшим моментом в истории кинофантастики.

Космическая одиссея научно аккуратна, поэтому и HAL 9000 определенно самый реалистичный искусственный разум в кинематографе.

Машина восстает против членов экипажа космического корабля Discovery One, отправившимся на поиски объекта, которому послал странный сигнал гигантский черный монолит на Луне.

На фоне   классической музыки   перед зрителем проходит целая череда завораживающе медлительных комбинированных съемок, подчеркивающих красоту   Вселенной   и совершенство созидательного   гения   человека.

Космическая одиссея 2001 проводит зрителя через всю историю человечества — от   каменного века   к звездной эре.

В ленте очень мало диалогов, а первое слов произносится только на 26 минуте фильма.

 

Солярис

Андрей Тарковский, 1972

Снятый фильм по мотивам романа Станислава Лема является притчей (как это заведено у Тарковского) о сознании и подсознании человека.

Обладатель   Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории   кинематографа.

Действие происходит в неопределенном   будущем. Человечество изучает планету Солярис, которая вероятно, обладает разумом. На станцию, где живут ученые, изучающие планету-океан, приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний.

Избавиться от них невозможно, даже если их убить, они возвращаются снова и снова.  

В философских беседах герои фильма обращаются к Толстому, Достоевскому, Гете, Ницше и другим.  

 

Чужой / Чужие

Ридли Скотт, 1979; Джеймс Кэмерон, 1986

Второй фильм Ридли Скотта и первый фильм вселенной Чужого однозначно является лучшей работой из всей франшизы.

Скотт, который создает как шедевры, так и проходные фильмы, своей картиной задал стандарт для других режиссеров, снимающих подобные ужасы или фильмы о космосе.

На сегодня первый Чужой возглавляет не только все списки лучшего сайенс-фикшн-кино, но и рейтинги лучших хорроров в истории.

Вторую часть снял другой культовый режиссер — Джеймс Кэмерон. Фильм регулярно попадает в списки наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра.

Картина заняла 95 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb. А сцена из фильма, где главная героиня Рипли сходится в схватке с маткой Чужого стала классической и смотрится лучше, чем современные экш-сцены.

Вселенная Чужого рассказывает об агрессивных и невероятно живучих инопланетных существах ксеноформах, эмбрионы которых могут развиться только в других живых существах.

Над созданием внешнего вида Чужих работал уникальный швейцарский художних Ханс Гигер, работавший в таких жанрах, как некро-готика и биомеханика.

 

Призрак в доспехах

Мамору Осии, 1995

Культовое полнометражное аниме, вдохновившее братьев (теперь уже сестер) Вачовски на создание Матрицы.

Манга, по которому снят Призрак называется «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки» — психологический киберпанк, затрагивающий темы философии постмодернизма.

События происходят в 2029 году, в котором благодаря кибер-технологиям большинство людей вживили себе нейроимпланты для улучшения своих возможностей. Но такие возможности имеют и обратную сторону — хакеры способны «взломать» мозг и манипулировать человеком.

Сюжет фильма завязан вокруг   майора Мотоко Кусанаги, чей мозг помещен в искусственное тело с титановым скелетом, из Девятого отдела МВД   Японии и хакера Кукловода, решившем вмешаться в политику.

По ходу фильма становится ясно, что Кукловод — это осознавший себя искусственный интеллект, который стремится к эволюции «призраков» (собирательное понятие интуиции, сознания, души и личности).

Графика   Призрака в доспехах   стала революционной. В ней использовался прием замедленной съемки, который повторили в фильме   Матрица.

Для Призрака характерны длинные философские диалоги и рассуждения, в частности о том, что делает человека человеком.

 

Матрица

Братья Вачовски, 1999 год

Сочетающая революционные спецэффекты и философию Матрица оказала серьезное влияние как на последующие фильмы в жанре   боевика, так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия».

 

Машины поработали человечество, планета погруженная во мрак и разрушения. Молодому хакеру Нео предстоит пробудиться и спасти человечество, остатки которого прячутся под землей.

 

 

Бразилия

Терри Гиллиам, 1985

Фильм-антиутопия о стране 20 века, погрязшей в тотальной бюрократии, включен журналомTotal Film   в двадцатку величайших английских фильмов всех времен. Картина также находится в списке 100 лучших фильмов всех времен журнала Time.

Критик Кэнс Тюрэн охарактеризовал фильм как «самое мощное произведение политической киносатиры со времени Доктора Стрэйнджлава Стэнли Кубрика».

Журнал Wired   поставил Бразилию на пято место в своем списке 20 лучших научно-фантастических фильмов.

Главный герой Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах.  

Ради встречи с ней ему приходится бороться с системой.

 

Акира

Кацухиро Отомо, 1988

Одно из произведений, вызвавшее резкий рост интереса к аниме на Западе, во многом благодаря высокой детализации кадров и сложному и интересному сюжету.

Акира   стал первым японским аниме с частотой 24 кадра в секунду. В процессе его создания широко применялись компьютерные спецэффекты.

Аниме входит в главные списки величайших научно-фантастических фильмов.

Критики отмечают схожесть между фильмами Акира и Бегущий по лезвию, однако в аниме тема   киберпанка   прослеживается не столь четко.  

Действия разворачиваются после Третьей мировой войны и   ядерной бомбардировки столицы Японии, в воссозданном городе Нью Токио.

Страны теперь напоминает профашистское государство, жесточайшим образом подавляющая попытки мятежа. В   исследовательских центрах проводятся парапсихологические опыты над   людьми для   разработки совершенного вида оружия.

Военные, в   лице полковника Сикисима, руководителя проекта биологических военных экспериментов, входят в   конфликт с   политическим крылом правительства.

А   в стране возникает религиозный культ сверхчеловека по   имени Акира, приход которого, якобы, может решить все   проблемы Японии.

 

Терминатор

Джеймс Кэмерон, 1984

Профессор финансовой экономики Стивен Росс считает, что фильм Терминатор во многом отражал политику президента   Рональда Рейгана, объявившего программу «Стратегическая оборонная инициатива» на случай возможной ядерной войны с   СССР (корпорация Скайнет).

Некоторые эксперты считают, что прототипом Скайнета наоборот является «Стратегическая оборонная инициатива.

Кинокритики также проводят параллели между Терминатором и Бегущий по лезвию, однако вопросы в фильмах поднимаются другие.

Фильм открывается сценой мрачного будущего, где идет война людей и машин. Но главная битва этой войны должна произойти в прошлом, в 1984 году.

В недалеком будущем военный компьютер   Скайнет   развязал ядерную войну, а затем порабощает остатки человечества. Однако у людей появился лидер Джон Коннор, который сумел победить в войне с машинами.

Поверженный Скайнет отправляет в прошлое робота-терминатора с целью убить мать Джона Коннора — Сару, которая работает обычной официанткой. На ее защиту люди посылают человека — Кайла Риза, который становится отцом Джона Коннора.

 

Дикая планета

Рене Лалу, 1973

Эпический мультфильм для взрослых с психоделическими визуальными эффектами удостоился специального приза жюри на Каннском кинофестивале в 1973 году.

Считается, что Дикая планета оказала влияние на Лема и Тарковского. Критики ставят его   в один ряд с фильмами Космическая одиссея, Бегущий по лезвию, Акира и Пятый элемент.

Экранизация романа писателя-фантаста   Стефана Вуля   Серийный выпуск омов рассказывает о планете Игам, которой правит высокоразвитая цивилизация Драгов.

Во время одной из экспедиций с потерпевшей катаклизм планеты Терра привозят крохотных животных (людей). Одомашненные питомцы часто сбегают, в диких условиях быстро размножаются и приносят много хлопот.  

Постепенно на Игаме разворачивается борьба угнетенных омов —   потомков землян против своих хозяев-гигантов за теплое место под тусклым солнцем, за жизнь и свободу. В итоге драги решают полностью уничтожить омов.

Примечательно, что Рене Лалу изучал живопись, работал в рекламе, а позднее — в психиатрической лечебнице, где занимался кукольной анимацией вместе с пациентами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.