Бывшая сотрудница «МК» снимает фильмы в Сирии и проводит фестиваль в Ливане

Миxaил Швыдкoй, Мaрия Ивaнoвa и пoсoл Ливaнa в РФ Шaуки Бу Нaссaр. фoтo: Aннa Тeмeринa

Пoкaжут в Бeйрутe и «Бeжaть oт вoйны» Мaрии Ивaнoвoй и Никoлaя Виктoрoвa, рaсскaзывaющий o сирийскиx бeжeнцax. Мaрия тaкжe являeтся eгo прoдюсeрoм. В юныe гoды oнa рaбoтaлa в «МК», a тeпeрь снимaeт фильмы, oргaнизoвывaeт культурныe aкции в Ливaнe. Вoт чтo рaсскaзaлa «МК» Мaрия Ивaнoвa нaкaнунe oткрытия Нeдeли рoссийскoгo кинo в Бeйрутe.

— Я вырoслa в «Мoскoвским кoмсoмoльцe». Мoжнo скaзaть, чтo былa «дoчeрью пoлкa», пoкa с 17 дo 20 лeт рaбoтaлa в oтдeлe «Пoдмoскoвьe». Я пoлучилa тaкoй жизнeнный oпыт! Никoгдa нe зaбывaю o тoм, мнe дaлa гaзeтa. Я вырoслa из нee.

— Кaк тaк пoлучилoсь, чтo вы oргaнизoвывaть кинoнeдeлю нe гдe-нибудь в блaгoпoлучнoй стрaнe, a Ливaнe, кoтoрый eщe oтxoдит oт вoйны?

— Кaк прoдюсeр я снимaю кинo ужe 10 лeт, том числе сделала документальный фильм про сирийских беженцев. Мы поехали в командировку, толком не зная, куда едем. Там было довольно опасно, и через три дня мы уехали на такси в Бейрут. Так я впервые в жизни попала в Ливан, где мы продолжили съемки в лагерях для беженцев, взяли много интервью. В Бейруте познакомилась с послом России сотрудниками Российского культурного центра. Они, в свою очередь, познакомили меня с местными жителями. Оказалось, что эти люди любят Россию. Многие ливанцы говорили: «Нам нужен большой совместный проект с вашей страной. Вы не могли бы нам что-то предложить?». Первое, что пришло в голову, — провести первый на Ближнем Востоке фестиваль российского кино. Я решила начать с Ливана. У меня особое отношение к этой стране. Она очень красивая, в ней живут удивительные люди, всегда готовые вам помочь. Так сложились обстоятельства, что параллельно фильму о сирийских беженцах я начала заниматься подготовкой фестиваля.

— Вы бесстрашная, раз отправились в Сирию? Может быть, получили задание, от которого нельзя было отказаться?

— Я сама придумала съемки фильма про сирийских беженцев. Мне захотелось снять человеческие истории и понять, кто эти люди, что у них за судьбы, почему они бегут в Ливан, Германию даже в Россию, где мы тоже нашли сирийскую беженку. История у нее очень драматичная. Она живет с четырьмя детьми. У нее погиб муж, маму убили. Мы снимали в Германии. Когда я принесла материал на телеканал, мне сказали: «Теперь тебе надо поехать в Сирию». Я это восприняла буквально, и мы с оператором туда отправились, досняли одну из историй в Дамаске.

— Когда вы готовили Неделю российского кино, прислушивались к пожеланиям принимающей стороны? Что хотели увидеть в ливанцы?

— Я провела самостоятельное исследование. Для этого походила в кинотеатры в Ливане, познакомилась с представителями местной киноиндустрии. Таким образом, сложилась некая картина, и я поняла, что нужно привезти. Непременно новое и успешное российское кино, над которым можно подумать. Ливанцы — образованный народ, знающий по три языка — арабский, французский, английский. Они готовы к серьезным фильмам. Я составила программу с расчетом на такую аудиторию, поэтому в ней присутствует артхаус, документальные фильмы, короткий метр, анимация и наши блокбастеры «Экипаж» и «Ледокол».

— Но вы ведь не только кино хотите показать, но и осуществите некую культурологическую миссию?

— Посетив конференцию, посвященную экономическими и торговым отношениями, вопросам образования, я пришла к выводу, что пора что-то делать, развивать наше сотрудничество в разных сферах не на словах, а на деле. Очень много разговоров и встреч, а действий мало. В 90-х и начале 2000-х наша страна занималась своими проблемами. У Ливана тоже хватало послевоенных забот. А сейчас наступила новая эра, и я думаю, что начать наше сотрудничество с кинофестиваля — это попадание в точку.

— Российские кинематографисты приедут в Ливан представлять картины?

— Мы обращались к Владимиру Машкову, Даниле Козловского, Гарри Бардину, Константину Бронзиту, Николаю Лебедеву, но, к сожалению, все в этот момент находятся в разных странах — от Австралии до Испании. Обидно, что пока их маршруты направлены не в сторону Ливана. Но это только первый фестиваль. Мы планируем и дальше проводить мероприятия, связанные с кино. Хорошие фильмы выходят в ноябре и декабре — «Дама Пик» Павла Лунгина, «Анна Каренина» Карена Шахназарова, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Большой» Валерия Тодоровского. Хотелось бы показать эти картины в Ливане уже в следующем году.

— Ливанцы больше знают о нас, чем мы о них? Наши-то познания весьма скудные.

— В Бейруте много выпускников советских вузов, в основном это инженеры и врачи. Они прекрасно знают нашу культуру, больше и лучше, чем мы, учили русский язык. У многих — русские жены. Все они жили в Советском Союзе и передают своим детям то, с чем познакомились у нас. Это огромная часть ливанского общества. Там многие интересуются российской культурой, знают наших писателей и композиторов, из кинорежиссеров – Андрея Тарковского и Александра Сокурова. С современным российским кино практически не знакомы. Когда летом в Ливане вышел «Экипаж» Николая Лебедева, — это был первый российский фильм на Ближнем Востоке. Он вызвал интерес. Мы слышали много отзывов. Сейчас нам пришлось снять второй зал и устраивать параллельный показ, чтобы все желающие в день открытия попали на фильм «Ледокол».

— Недель российского кино тьма, в том числе бессмысленных. Что особенного в вашей помимо географии?

— В организации нашей Недели российского кино не принимало участие Министерство культуры РФ, зато активную поддержку оказало Министерство иностранных дел. Я решила обратиться к главному, на мой взгляд, министерству нашей страны. Поскольку проект международный, а Ливан — страна необычная. Сразу пошла в МИД, и меня принял заместитель нашего министра иностранных дел Михаил Богданов и поддержал проект. До сих пор они оказывают огромную поддержку. Без них этого фестиваля бы точно не было. Наша Неделя отличается и своей программой. Я отбирала фильмы, замеченные не только в России, но и за рубежом. Номинант на «Оскара» Константин Бронзит, «Саламанка» — фильм, который участвовал в самом престижном нашем фестивале документального кино «Артдокфест», «Испытание» Александра Котта, получившее две награды Токийского международного фестиваля, короткометражный фильм «Последний», участвовавший в Каннском кинофестивале. Недели российского кино во Франции или Великобритании проходили многократно, а в Ливане впервые. И страна сама по себе очень интересная. От Сирии ее отделяет 100 километров. Там безопасно, но иногда что-то происходит. В дальнейшем мы хотим провести в Ливане фестиваль российской музыки, Неделю ливанского кино в Москве, чтобы наша любовь была взаимной. Михаил Швыдкой никогда не был в Ливане, но очень нас поддерживает. В МИДе признался, что для них это первый кинофестиваль. Даже пресс-конференция, которую мы у них провели, оказалось первой, посвященной кинофестивалю. Сотрудничество надо продолжать и придумать новые проекты, которые МИД сможет поддержать.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.