Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.

oзнaмeнoвaлся утвeрждeниeм нoвыx xудoжeствeнныx стилeй — сeнтимeнтaлизмa и рoмaнтизмa. Рубeж XVIII-XIX вв. Сeнтимeнтaлизм oбъявил дoминaнтoй чeлoвeчeскoй прирoды нe рaзум, a чувствo. Дeвиз искусствa в эпoxу Прoсвeщeния «Рaзум прaвит сeрдцeм!» был зaмeнeн нa диaмeтрaльнo прoтивoпoлoжный: «Сeрдцe прaвит рaзумoм!». Oни вoзникли кaк рeaкция нa рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения.
Руссо и Д. Гейнсборо, Ж. Ж. Кента, Р. Эрмансдорфа). Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. Мика, Ф. Вуаля, величавых пейзажах Ф. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Гварди. В живописи сентиментализм проявил себя в нежных и трогательных образах молодых мужчин и женщин, детей и подростков Т. Дидро.
Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, показывая ее в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность при обрисовке характера, внося элементы диалектики. Герою сентиментальных романов свойственно совершать как благородные, так и неблаговидные поступки.
В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Всевозможные лирические стихи были повсюду — «на каждом шнурке звонка, на каждой диванной подушке, на любом заглавном листе книги и даже на женских подвязках», как писал современник. Сентиментализм предшествовал романтизму.
Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате — к возможности возникновения нового типа культуры. Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию».
Первоначально термин «романтизм» применялся к литературе романо-германских народов, позже он охватил музыку и изобразительное искусство, а затем философию. Романтизм со временем стали уже трактовать как общекультурное движение, а не только как художественный стиль.
Романтики поставили своей целью создание новой художественно-образной модели. Фихте пытался в своих трудах абсолютизировать творческую свободу. Реальная «проза жизни» основывалась в их понимании на бездуховности и утилитаризме, и утверждение прекрасного идеала (увы, доступного только в мечтах) для них было возможно лишь как бегство от этой действительности. Писатели и художники выбирали для своих произведений некие «заповедники», не оскверненные буржуазной культурой. Г. Ж. Предшественником романтизма можно назвать Ж. При этом «бегство» осуществлялось как во времени, так и в пространстве. Современник Ж. Руссо, представитель немецкой классической философии И. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. В качестве сюжетной основы брались и экзотические регионы, также не затронутые старой культурой, иногда просто выдумывались некие фантастичные миры. Ж. Руссо, который в эпоху Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека.
Романтикам было свойственно идеализировать прошлое. Но часть художников, не найдя откликов своим идеалам во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я». Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни.
В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, основой которых являются личная свобода и инициатива, были перенесены ими в область искусства и духовной жизни в целом. Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. Эпоха Просвещения, продолжив традицию Ренессанса, признавала самоценность личности.
«Просел» диван? Ваше мягкое место будет как новое! Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства.
Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности.
была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления. Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портретной, а также в романистике. Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х г.г.
Одним из основоположников французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом характеров и контрастом светотени. Главой французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Творческая фантазия выразилась в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»).
Автор текста: М. Соколова В.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.