Как рисунки Циолковского предвосхитили работы Бранкузи, Дюшана и Малевича

Тeлeскoп Влaдимирa Мaринa. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй прoeктa.

С пeрвoгo взглядa, типичнaя для прoвинции цeнтрaльнaя плoщaдь. Присмoтрeвшись вспoминaeм, чтo Aндрeй Звягинцeв снимaл здeсь фрaгмeнт "Лeвиaфaнa". Цeнтр культуры тoжe, кaжeтся, непримечательный — издалека. Приблизившись, на стеклянном фасаде обнаруживаем человеческие тени, пробитые созвездиями. Это фантастическое дело рук художника Дмитрия Алексеева, недавно переехавшего в Америку и сделавшего там эту инсталляцию из жидкого каучука на пластикой сетке. Удивляет, как автор, не побывав здесь ни разу, искусно вписал композицию в пространство.

— Я сделал видео, фотографии, замеры и отправлял их художнику, — позже признается один из кураторов выставки Дмитрий Буткевич (сокуратор Валерия Галлай, чей знаменитый дедушка Марк Лазаревич, лётчик-испытатель, инструктор первой шестёрки космонавтов). — Это одна из работ, которая проявляет трепетное отношение художника к теме космоса.

Работа «Наши в космосе» Дмитрия Алексеева. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

С улицы настораживает, что пространство для выставки — совсем не подходящее: отсутсвие белых стен и вообще больших стен как таковых, одна из них стеклянная, колонны, разделение зала на два этажа, второй намекает на балкон с перилами… Та ещё головоломка для куратора, в которой он либо растворится, либо обуздает её. Третьего в таких случаях не дано.

Но оказавшись внутри, уже с порога, ощущаешь себя космонавтом на корабле (неслучаен у входа телевизор с записанным на орбите приветствием члена отряда "Роскосмоса" Сергея Рязанского), вокруг которого работы в чёрном зале, образуют небосвод с зажженными звёздами. Как и мироустройство вселенной, развеска работ здесь максимально выверена. Это тот редкий случай, когда вещи не просто удерживают твоё внимание до последних минут осмотра, но и их высказывания на "космические" темы образуют единую историю.

Ажиотаж — вокруг телескопа, собранного Владимиром Мариным из старых, прохудившихся вёдер и кастрюль. Он подвешен к потолку так, чтобы любой, включая ребёнка, к чьему непосредственному взгляду в первую очередь и апеллирует работа, смог рассмотреть ночное небо. Где звезды — дыры, а месяц — полуприкрытая крышка бака…

Благо, у местных жителей с воображением проблем нет. В консервной банке с ножками они распознают спутник Сергея Чернова, в кроватях с изощренными волнообразными росписями — периферийные галактики Марины Звягинцевой, а в белоснежных матрешках с черными лицами — космонавтов Сергея Катрана.

Инсталляция «Формы будущего» Леонида Тишкова. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Особый сюжет выставки — инсталляция "Формы будущего", где Леонид Тишков неожиданно для поклонников своего творчества вступил на новый путь, воссоздав с помощью деревянных геометрических объектов замыслы Циолковского.

— На изображениях видно, как в своей биографической работе "Черты моей жизни" учёный рассказывает, что по его рисункам инженер Л. в 1890-с году изготовил множество форм из дерева, — комментирует Тишков. — Объекты не сохранились, остались только две фотографии. Форма их удивительным образом похожа на будущие скульптуры модернистов ХХ века. Скульптуры Бранкузи, механические конструкции Дюшана, лапидарные геометрические формы Малевича, который очень интересовался работами Циолковского, создавались позже на несколько десятилетий. Учёный обладал незаурядным талантом рисовальщика: его рисунки ракет, космических путешественников, схемы и ситуации поражают своим мастерством. Я считаю Циолковского не только ученым, но и художником, создателем нового изобразительного языка, "отцом авангарда", предвосхитившего формы будущего.

«Луна-1″ Дмитрия Шорина. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Работы маститых авторов, таких как Константин Батынков, Олег Кулик, Дмитрий Шорин, соседствуют с произведениями молодых художников, среди которых изобретательностью выделяются Мария Сафронова, Ольга Солдатова и Кирилл Рубцов. Откуда они? Часть работ — из коллекции кураторов, многие — из Московского музея современного искусства. Его исполнительный директор Василий Церетели объясняет, почему для него было важно поддержать выставку:

— В 2014 году мы представили проект «К полёту готов?», который стал первым в российской выставочной практике исследованием трансформации образа космоса в работах современных художников. Выставка продолжает путешествовать по России, и теперь её дополненный и обновленный формат увидели жители Мончегорска. В наше время отношение к космосу колеблется от иронически-философских до уважительно-ностальгических чувств. Однако космос всегда являлся живым воплощением мечты, а его покорение отражает историю надежд десятков поколений. Я рад, что кураторы выставки продолжают однажды начатое дело, и убеждают нас в том, что тема космоса и сегодня сохраняет свою актуальность.

Фотографии Леонида Тишкова и «Космонавт» Олега Кулика. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Среди авторов – четыре местных художников. Евгений Шнайдер на автомобильной двери с оргалитом вместо стекла изобразил портрет Гагарина. Он приковывает повышенное внимание ещё и потому, что рядом с ним во время вернисажа Анна Топчиева исполняет космическую музыку на самом новом в мире инструменте hang. В это время старики дискутируют о современных формах искусства, а здесь помимо привычных многим скульптуры, живописи и графики возникают объекты, инсталляции и видео-арт. А молодёжь восхищенно фотографирует работы, подкрепляясь космической едой.

«Вахта 002″ Марии Сафроновой. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

— Культурная жизнь "бьёт" в основном по большим городам, и у мончегорцев до последнего времени было не так много возможностей стать участниками больших культурных событий прямо у себя дома, — говорит глава города Дмитрий Староверов. — Радует, что эта ситуация меняется: мы стали центром международного поэтического фестиваля «Табуретка»; провели первую мультимедийную выставку. И вот теперь — "Спутник над Мончегорском. Космос в работах художников XXI века". Благодаря ним мы осознали, что есть многое помимо покупки хлеба и колбасы, а космос живет внутри каждого из нас…

«Поехали» Евгения Шнайдера. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.