Кaртинa знaмeнитoгo русскoгo xудoжникa Вaсилия Пaлeнoвa смoглa пoвлиять нe тoлькo нa судьбу eё твoрцa, нo и нa рaзвитиe живoписнoгo искусствa. Прoстoй, нa пeрвый взгляд, сюжeт пoлoтнa, имeeт глубoкий смысл и зaстaвляeт зaдумaться мнoгиx.
Истoрия нaписaния кaртины
Кaртинa oчeнь пaтриoтичнa и трoгaтeльнa, вы мoжeтe пoлюбoвaться ee рeпрoдукциeй и увидeть двa вaриaнтa прoизвeдeния тут: http://www.syl.ru/article/181403/new_kartina-moskovskiy-dvorik-polenova-opisanie. Причинoй ee нaписaния стaлo вoзврaщeниe Пaлeнoвa из путeшeствия пo Eврoпe, гдe oн знaкoмился с прoизвeдeниями зaрубeжныx живoписцeв. В этoм же, 1877 году, художник переехал из Петербурга в Москву. Окна его новой квартиры выходили на церковь Спас на Песках. Именно этот вид и вдохновил Паленова на написание своей картины. Сюжет создавался постепенно. Сначала на полотне были изображены только двор и церковь. Именно этот вариант произведения, в 1878 году, принес художнику славу и признание. Поленов не ожидал такого успеха своей «картинки» — именно так художник называл «Московский дворик». Позже, картина была куплена Третьяковской галереей.
Василий Паленов — Московский дворик (1878)
Впоследствии, художник заполнил картину живыми персонажами. Так, картина приобрела жизнь, заиграла настроением. Изначальный же вариант, Василий Паленов подарил писателю Тургеневу, будучи поклонником его литературных шедевров.
Описание сюжета картины
Картина «Московский дворик» очень проста, но она хорошо передает настроение старой Москвы, ее быта и повседневности.
Художник изобразил утренний двор, то, как постепенно просыпается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень выгодно смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.
Центр композиции занял старинный особняк. Его надворные постройки покосились от старости, крыша сарая прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.
По двору заметно, что существует он уже много-много лет. Но, несмотря на свою старость, двор кипит жизнью с самого утра. Вдали можно увидеть женщину, идущую с полным ведром воды, запряженную лошадь, также погруженную в повседневные заботы.
Главные персонажи картины – маленькие дети, которые являются символом жизни и продолжения существования маленького дворика. Дети увлечены своими делами: кто-то играет сидя на траве. Девочка разглядывает сорванный цветок, не обращая внимания на свою маленькую сестренку.
Несмотря на покосившиеся дворовые постройки, нет ощущения того, что жизнь во дворе затухает. На самом деле, она только начинается. Самое главное, что люди довольны своей жизнью. Атмосфера картины полна любви и доброты.
Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.
Василий Паленов — Московский дворик (1877)
Сочетание цветов и композиций
Несложно заметить, что художник постарался совместить два горизонта: земной и небесный. Вверху – яркое голубое небо, переливающиеся на солнце облака, которые меняют свои формы, то исчезают, то появляются. Внизу – сочная трава, на которой блестит утренняя роса. Чистота, безмятежность и спокойствие – все это находится под охраной церкви. Сам Бог хранит покой местных жителей.
На картине присутствуют практически все основные цвета, которыми изображается рельеф на географических картах. И это – также неслучайный выбор художника. Для жителей маленького дворика, их маленький мир является целой Вселенной, где они живут, работают, растят детей и радуются жизни.
На первый взгляд, может показаться, что картина вовсе не богата красками. Но, стоит присмотреться, и станет заметно, что даже одна трава имеет несколько, переходящих друг в друга, оттенков.
Большое внимание Паленов уделил мелким деталям, которые и являются полноценной картиной. Без какой-либо мелочи, изображенной на полотне, сюжет картины уже не будет полным.
Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра. Смысл такой живописи заключается в том, чтобы из простых, довольно обыденных вещей, сделать шедевр. Именно простота привлекает внимание данного произведения, его легкость и понятная всем естественная красота.