Кинорежиссер Дарья Полторацкая: «Каждый из нас произносил: «Понаехали тут!»

Рaбoтaлa нaд сeриaлaми «Тaлисмaн любви», «Нe рoдись крaсивoй», «Ширoкa рeкa» и другими, пoкa нe дeбютирoвaлa в пoлнoмeтрaжнoм игрoвoм кинo «Пoбeгoм из Мoсквaбaдa». Рaзвe в этoм прoблeмa? 20 лeт нaзaд Фрaнсуa приexaл в Сибирь из Aфрики, и будучи физиoлoгoм пo oбрaзoвaнию, oсвoил сoвсeм другиe прoфeссии. В этoм гoду кинoфoрум «Рукoпoжaтиe», a oн прoвoдится с 2013 гoдa, рaсширил грaницы. Всe бoльшe снимaeтся в мирe фильмoв o мигрaнтax, o тoм, кaк прeдстaвитeли рaзныx культур нaxoдят или нe нaxoдит oбщий язык. Eкaтeринa считaeт, чтo прoблeмa сoвмeстнoгo прoживaния людeй рaзличнoгo вeрoиспoвeдaния и рaзличнoй культуры всeгдa вoлнoвaлa чeлoвeчeствo: «A сeйчaс все больше пропагандируется понятие «толерантность», что означает терпимость к иному мировоззрению. Анастасия Зверькова сняла 15-минутный фильм «Земляк» в родном Иркутске, где и живет ее темнокожий герой Франсуа. Своими фильмами, в том числе и «Смоленской Швейцарией», я хочу сказать, что гораздо важнее взаимопонимание и взаимоуважение». Все представленные фильмы затрагивали тему толерантности и межнациональных отношений. Примет ли ее или будет дистанцироваться?». Кто-то пытается заработать легким и даже криминальным способом. Многие показы сопровождались бурными обсуждениями. Идея заключалась в том, чтобы ребенок, воспитанный в одной культуре, впервые оказался в другой, частью которой является, но никогда раньше с ней не соприкасался. Показы 15 игровых и документальных фильмов прошли в течение года не только в Москве, но еще пяти городах — Уфе, Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, Симферополе. Девочка, у которой русская мама, никогда не видела родственников по линии отца, впервые познакомилась с традициями другого народа. Осознает ли он, что является частью этой культуры? Среди них — «Ч/Б» Евгения Шелякина, «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова, «В далеком сорок пятом… Это проблема не только российская. Родион Исмаилов рассказал в «Моей родне» о том, как поехал с дочкой в Азербайджан, на свою родину. Вот люди и едут в Россию, чтобы строить, мести дворы, водить такси и отправлять деньги на родину. Уроженец Башкирии, он почти всю жизнь прожил в Москве. Сам я — представитель двух культур и когда-то упустил момент осознания «кто я», а теперь решил исследовать процесс самоидентификации, провел эксперимент с собственными родными. Завершился кинофорум показом игрового фильма «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой о жизни гастарбайтеров из СНГ и просто приехавших в столицу жителей других российских городов. Родион рассказывает: «Для меня этот фильм стал своего рода антропологическим исследованием. Только попал он совершенно в другую страну. На словах представители благополучных стран готовы многое принять, а на деле весьма агрессивно воспринимают тех, кто приехал к ним и не дает спокойно жить. Теперь он живет в Израиле. Мы легко идем на конфликт — любой! 14-летний Шимон Хевлин, которого Киселев вывел за линию фронта, (иначе его бы расстреляли), живет в США, работает волонтером в музее Холокоста в Майями. Зрители не расходились после просмотров. Так возникают националистические настроения в обществе, Но все, что связано с жестокостью, насилием, никогда не решало проблем». Мне хотелось разобраться в этом». Евгений Шелякин, представлявший «Ч/Б» в Симферополе, рассказывает: «В Средней Азии, многих постсоветских странах гораздо меньше возможности прокормить семью. Почти каждый из нас хоть раз да произносил реплику: «Понаехали тут!» Кто «понаехал»? Организаторы представили не только совсем новые картины, но и те, что сняты несколько лет назад. — Ведь город — это прежде всего люди. Вот к чему привела его безмерная любовь к СССР. Говорили не только о том, что понравилось им, а что нет, но обсуждали то, что происходит в их повседневной жизни, часто протекающей в атмосфере нетерпимости и неприятия тех, кто отличается от них самих. Посетив редакцию «МК», гости вспоминали о том, что немцы убивали евреев как насекомых. А мы стали другими — спешащими, толкающимися, огрызающимися. кадр из фильма «Побег из Москвабада»

Визитной карточкой «Рукопожатия» и стала документальная картина об этом человеке — «Список Киселева» Юрия Малюгина. «Москва — мой родной город, но мне стало неуютно в нем жить, — говорит Дарья Полторацкая. Встречи на Эльбе» Миры Тодоровской и Петро Алексовски, «No comment» Артема Темникова, «Спасская башня» Тофика Шахвердиева, «Посторонние» Павла Фаттахутдинова, «Тауба»(«Покаяние») Вилюры Исяндавлетовой, «Русские немцы» Владимира Эйснера», «Неопределенная форма» Александры Пустынновой, «Вернулись мы на родину» Людмилы Коршик и другие. Леон Рубин был спасен в шестилетнем возрасте, вместе с Киселевы и другими взрослыми прошел десятки километров и тоже выжил. Кто теперь «мы»? Дарья Полторацкая училась журналистике в МГУ, осваивала специальность «художника-монументалиста» в Строгановском училище, получила профессию актрисы на курсе Юрия Любимова в Щукинском театральном училище и только потом стала режиссером. Екатерина Головня представляла в Ростове-на-Дону документальный фильм «Смоленская Швейцария» о том, как в Смоленской области живут переселенцы со всего Советского Союза. По вечерам на местном телевидении он зачитывает сводки погоды, а днем водит трамвай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.