Marillion: прогрессив жив!
Статьи о музыке
20 лет назад, в феврале 1994 года, вышел один из самых значимых прог-роковых альбомов 90-х — Brave. С его выходом, группа Marillion вернула пошатнувшееся было доверие своих фанов и наглядно продемонстрировала всем скептикам, как должен выглядеть настоящий прогрессивный шедевр. Вашему вниманию предлагается краткая история появления Brave, обильно сдобренная отрывками интервью с участниками группы.
Вновь, как в 78-м? Нашествие проходимцев-гранжевиков во фланелевых клетчатых рубахах грозит самому существованию прогрессивного рока — точно так же, как и нашествие панков шестнадцать лет назад. Но не динозаврам прогрессива — группе Marillion, только что выпустившей свой очередной концептуальный альбом «Brave»…
Немало воды утекло с 1981-го, когда народным массам как раз надоели бесчисленные панки с помойным звучанием, а мало кому известная группа по имени Marillion решила свою казавшуюся неразрешимой проблему с вокалистом. Первой песней, написанной молодым самоуверенным шотландцем по имени Дерек Уильям Дик (и более известным миру как Фиш) в соавторстве с группой оказалась ‘Grendеl’ — 25-минутное эпическое произведение в лучших традициях прогрессива начала 70-х. А все остальное — уже история: 12 аншлагов подряд в легендарном лондонском клубе Marquee в 1982-м, контракт с EMI, первый успех с альбомом «Script For A Jester’s Теаr» и триумф в Ридинге в 1983-м и еще три студийных альбома, ставших краеугольными камнями новой волны прогрессивного рока. Но непреодолимые противоречия между Фишем и остальными музыкантами приводят к его уходу из группы, суду за название коллектива и приходу в Marillion вокалиста Стива Хогарта, ранее работавшего в нескольких поп-группах. Альбом ‘Season’s End’ продемонстрировал верность группы старому звучанию, но следующая работа — ‘Holidays In Eden’ — оказалась поворотной точкой. Безопасный и удобоваримый поп-рок или настоящий прогрессив? Но теперь проблема решена: ‘Brave’ — это настоящий концептуальный 72-минутный альбом, выдержанный в лучших традициях стиля. Стив Хогарт и клавишник Марк Келли не скрывают удовольствия от проделанный работы…
«К началу работы над альбомом у нас было готово всего-навсего три композиции», — говорит Марк. «Это были песни ‘Runaway’, ‘Hard As Love’ и ‘Living With The Big Lie’ — и все они в какой-то мере текстуально затрагивали тему человеческих взаимоотношений в семье и обществе. А тут-то Стив и нашел в своих дневниках пятилетней давности запись о том инциденте, который и стал основой сюжета нашего нового альбома.
Текст Стива Хогарта на обложке промо-упаковки нового альбома гласит: «Сюжет альбома ‘Brave’ — чистый вымысел. Здесь нет ни слова правды, но где проходит граница между фантазией и реальностью? 28 ноября 1988 года полиция обнаружила девушку, разгуливающую по огромному Севернскому автомобильному мосту, связывающему Англию и Уэльс…»
Вспоминает Стив: «Это просто была сводка новостей по радио. Полиция обнаружила эту девушку и совершенно справедливо решила, что ей требуется помощь. Она не хотела или не могла разговаривать с ними, и полицейские не могли понять, как она оказалась на этом мосту — хотя им и показалась, что дело шло к самоубийству: ведь это так просто — прыгнуть с высокого моста. Эта история поразила меня — ведь она звучала как фантазия писателя, как первая страница хорошего романа. Как эта девушка оказалась там? Что довело ее до этого? Короче говоря, я пришел на репетицию с готовой идеей, и мы решили делать концептуальный альбом на основе чистого вымысла, но который мог бы оказаться историей этой девушки. В любом случае, этот замысел давал возможность показать группу, если так можно выразиться, с кинематографической стороны.»
«Честно говоря, мы испытывали финансовое давление со стороны нашей фирмы,» — признается Марк. «Наш продюсер Дэйв Мигэн заверил EMI, что запись обойдется дешевле 50.000 фунтов, но на фирме только улыбнулись. Они-то помнили, как мы записывали ‘Holidays In Eden’.»
«Сначала мы хотели записывать альбом на нашей базе — Racket Club. Но после восьми месяцев репетиций мы поняли, что мы там ничего не запишем, и тогда Майлз Копленд, президент нашего американского лейбла I.R.S. Records, предложил писать альбом в его собственном замке во Франции. На запись было выделено два месяца. Через семь недель мы забеспокоились, уложимся ли в срок, но нам было ответствовано, чтобы не беспокоились ни о чем — вы, мол, создаете произведение искусства. Мы пропустили оба срока реализации альбома, и он обошелся нам в два раза дороже любой другой нашей работы. Но результат оправдал каждый вложенный пенс.»
«И мы решили не делать этих дурацких видеоклипов. Может быть, лучше вложить в этот процесс побольше денег и снять настоящий фильм! Боссы с EMI пошли нам навстречу и наши записи были отправлены нескольким режиссерам. В конце концов, режиссером 50-минутного фильма ‘Brave’ стал Ричард Стэнли. Он нам понравился своей непредсказуемостью!»
«Пожалуй, я предпочел бы, чтобы MTV не показывало никакой нарезки из нашего фильма — пусть он и обошелся нам в 130.000 фунтов. Но ведь трудно предположить, что четвертый канал ВВС покажет этот фильм где-то в девять часов вечера — этот фильм не для дневных сеансов! Так что и показ нарезанных частей из фильма нас вполне устроил бы — в любом случае, это прекрасная реклама для нашей группы. Прогрессивные группы не такие частые гости на MTV, не так ли?»
«Теперь у нас нет никаких творческих проблем», — Стив подводит черту под разговором. «Holiday In Eden в свое время просто-напросто доказал, что мы способны писать и такую достаточно коммерческую музыку, и она будет иметь успех. Но хотели ли мы сами записывать такой альбом? Вряд ли. Мы позволили обмануть себя, но и публика оказалась в положении обманутой — в конце концов, ни радиостанции, ни покупатель не ждут от нас синглов — просто они привыкли к тому, что Marillion — группа, мыслящая в масштабе альбома. И все, что требуется — не впадая в излишнюю помпезность, записывать такие альбомы, которые можно было бы называть произведениями искусства.»
«И мы не боимся играть эти концептуальные программы на концертах. Ведь все, что от нас требуется — выйти на сцену и сыграть весь альбом от начала до конца. И только-то!»
Всеволод Баронин, журнал Rock City, 1995 г.
Спонсор поста: интернет-магазин USEL Gadget Shop http://usel.az/aksessuari/keychains, предлагающий большой выбор оригинальных моделей брелоков, благодаря которому Вы с лёгкостью можете купить брелок в Баку.