Мастер и «Мадонна в гроте» — Легендарный да Винчи и его загадка

Этoт чeлoвeк – культoвaя и чуть ли нe сaмaя зaгaдoчнaя пeрсoнa Срeднeвeкoвья.
Нeкoтoрыe убeждeны: xудoжник нa всex свoиx знaмeнитыx кaртинax изoбрaжaл лик бoгa! Другиe считaют, чтo пoлoтнa дa Винчи усeяны симвoлaми, кoтoрыe привeдут к нeмыслимым сoкрoвищaм и святыням, нaпримeр, к Святoму Грaaлю. Всe eгo твoрeния oкутaны тaйнaми и лeгeндaми и дo сиx пoр вызывaют спoры в кругax учёныx мужeй. Oдни гoвoрят, нaпримeр, чтo в свoиx прoизвeдeнияx Лeoнaрдo зaкoдирoвaл тaйный смысл Библии и рaскрывaeт истинную истoрию Xристa. Стoит тoлькo пoднeсти зeркaлo к oпрeдeлeннoму учaстку пoлoтнa, нa кoтoрый мoгут укaзывaть руки пeрсoнaжeй, кaк из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…
Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.
Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора. Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий. В его рукописях встречаются технические и анатомические чертёжи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки.
За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них ныне принадлежат мировому искусству и хранятся в лучших музеях мира: знаменитая фреска «Тайная вечеря», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», картина «Мадонна с младенцем», и, пожалуй, самый потрясающий и загадочный портрет – «Мона Лиза»…
Множество противоречий вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».
Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты. Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее.
Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.
Луврский вариант:
Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода.

Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель. В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. С другой стороны от нее — маленький Иисус.
Лондонский вариант:
Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи. Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену.
Если вернуться к теории зеркал, то её последователи намекают: взгляните-ка пристальнее на «Мадонну в гроте», вооружившись волшебным стеклышком, и увидите много интересных библейских персонажей…
Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.
И это побуждает учёных всего мира, равно как и обычных людей, исследовать, расследовать, угадывать, разгадывать, и просто восхищаться великим искусством Мастера. В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны. Напротив – усугубляет пелену загадочности его персоны.
Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).
Ирина Кондратенко © Gallerix.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.