Многие читатели просили рассказать о «Сузорье»

Многие читатели просили рассказать о «Сузорье»
Статьи о музыке

 

Уникальный материал — статья о первой профессиональной белорусской рок-группе Сузорье, изданная в 1983 году. Полное название: Следствие по делу о пропавшем интервью: многие читатели просили рассказать о «Сузорье».

Взять у «Сузорья» интервью было непросто. Группа много концертирует: только нынешней весной она побывала в Карелии, Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре, Иваново, Владимире, Горьком… Узнав, что музыканты, наконец, вернулись в Минск, договариваюсь о встрече на первой же репетиции.

…Магнитофон настроен.

Контрольная проверка. Запись. Мы говорим о творчестве, планах, надеждах… По дороге домой вспоминаю шутку Саши Нестеровича. По его словам, вокруг Валентина Пучинского на репетициях часто возникает некое «поле», пагубно действующее на аппаратуру: перегреваются транзисторы, летят предохранители. Дома включаю магнитофон и… никакой записи. Неужели сработал «эффект Пучинского»?!

Но что же было на пленке?

…Ребята не любят вспоминать прошлое; можно сказать, открещиваются от первых пяти лет существования группы. «Искали свой стиль, многое не удавалось». Образ «Сузорья» уже сложился, но им он не очень нравится. Тот, кто видел их выступления еще год назад, ждет чего-то похожего и сегодня, но слышит совсем другую музыку — более возмужалую, что ли. «Сузорье» «взрывает» свой образ и кое-кого разочаровывает.

Раньше ансамбль тяготел к песням-плакатам, декларациям. Однако музыка становилась все сложнее, тоньше, и «плакаты» с ней уже не гармонировали. Появились песни — развернутые метафоры. Послушайте: под размеренные пассажи бас-гитары идет рассказ о том, как…

«старый мост, покрытый снежной сединой, старый мост, весь искалеченный войной, старый мост былые помнит времена, старый мост, ты в жизни выстрадал сполна…»

Разве это только про мост?


Политическая, антивоенная песня осталась в активе «Сузорья», но круг тем расширился. Сейчас своей визитной карточкой группа считает хард-роковую композицию «Фортуна»: успеха добивается лишь тот, кто не ждет, пока ему улыбнется счастье.

…В общем, сказали музыканты, наша группа родилась дважды: в 77-м и в 82-м, когда частично поменялся состав, появились новые идеи, когда ансамбль стал самостоятельной единицей в филармонии.

«Сузорье» стало первой белорусской профессиональной рок-группой. Однако есть некоторые подробности «не в пользу», и их, увы, необходимо приобщить к «делу». Во-первых, группе не хватает своего, «фирменного» звучания, оригинальной тембровой окраски. Во-вторых, недостатки сценического оформления ухудшают контакт с залом. Есть, правда, и «смягчающие вину обстоятельства»: невысокие технические возможности аппаратуры. Но ребята много работают, много думают и, что очень важно, думают сообща, «коллективным» умом. Так что, видимо, со временем будут красочнее и звуковая палитра, и эстрадная площадка.

Не хотелось бы выделять кого-нибудь, и все-же… Пишет тексты, ведет программу Валентин Пучинский. Он катализатор идей. Когда текст готов, сложилась в общих чертах мелодическая структура композиции, Валентин выносит «новорожденную» на смотрины. Это тот случай, когда детище еще можно не только обсудить, но и улучшить. Окончательную доводку делает Александр Нестерович. У него высшее музыкальное образование, он увлекается джазом, джаз-роком, что, разумеется, сказывается на качестве и характере аранжировок.

Наконец, расписаны партии инструментов, и к микрофону подходит Александр Брынцев. Надо заметить, что долгое время у ансамбля не было яркого вокалиста. Теперь есть. У Брынцева мощный, красивый голос, широкий диапазон, настоящая роковая манера пения, когда за внешним спокойствием угадывается сила закрученной до отказа пружины, готовой мгновенно распрямиться.

Александр Растолчин, чьи соло то оттеняют голос Брынцева, то сами звучат контрапунктом к ведущему вокалу — возьму на себя смелость утверждать,- один из лучших рок-гитаристов страны.

В ритм-секции сложные басовые фигуры причудливо сочетаются с нестандартными ритмическими построениями Андрея Филатова.

После таких лестных характеристик, наверное, кто-то спросит прокурорским тоном: почему же у созвездия молодых талантов иногда проскальзывают штампы? Ну, что же, отвечу вместо адвоката-защитника: этим пока грешат и другие наши рок-группы. А «Сузорье», все-таки, не довольствуется готовыми схемами тяжелого рока, ищет новые пути самовыражения. Сейчас музыканты пытаются перевести в современные ритмы сборник музыки эпохи позднего средневековья, известный как «Полоцкая тетрадь». Еще один замысел: спеть «Песню о зубре» Гусовского.

Чем музыканты увлекаются в свободное время? Допрос с пристрастием Валентина Пучинского показал: футболом. Все единодушно болеют за минскую команду, которой посвятили песню «Вперед, «Динамо»!». Написали ее на одном дыхании, за день до финального матча чемпионата. И песня, как видите, помогла!

И все же футбол — это урывками, в короткие паузы между концертами. Андрей Филатов сетует, что совсем не остается времени на второе «увлечение» — та же рок-музыка, но с позиций слушателя.

Ну, а летний отдых? «Знаете, как мы прошлым летом выступали на БАМе? Днем концерт, ночью переезд,- говорит Андрей. — Жили в вагончике. Проехали от Тынды до Усть-Нюкжи и везде были желанными гостями».

…Иногда услышишь снисходительно-ироническое: разве наши могут? Неправда, что «нет пророка в своем отечестве». Тот, кто побывал на концерте «Сузорья», подтвердит: сегодня это уже явление не только белорусской сцены. А остальные смогут убедиться в этом, прослушав первый миньон группы. Он уже в производстве и выйдет в конце года.

Наверное, тогда я и повторю свою попытку записать беседу с «Сузорьем». А пока следствие по делу о пропавшем интервью придется закрыть…

Данные для картотеки:

«Сузорье» («Созвездие») вспыхнуло 29 октября 1977 г. в первом минском комсомольско-молодежном кафе «Сузорье».

Май 1978 г.- звание лауреата III Международного фестиваля политической песни (г. Рига). Апрель 1980 г.- участие в фестивале политической песни (г. Ереван). Ноябрь 1980 г.- начало работы при Белорусской филармонии в качестве профессиональной группы. Август 1981 г.- диплом конкурса на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества в рамках фестиваля «Крымские зори».

Состав: Александр НЕСТЕРОВИЧ-музыкальный руководитель, клавишные инструменты; Андрей КОЗЛОВСКИЙ — гитара; Александр РАСТОПЧИН — гитара; Валентин ПУЧИНСКИЙ — бас-гитара, вокал; Алексей КОЗЛОВСКИЙ — бас-гитара; Андрей ФИЛАТОВ — ударные; Александр БРЫНЦЕВ — вокал. Возраст музыкантов — 26-29 лет.

Э. Боровский, 1983 г., журнал «Рабочая смена»

Автор Jerzy Bondov

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.