На фото: Олег Ягодин — СашБаш. Фото предоставлено театром.
В Москве проходит фестиваль «Уральская школа» екатеринбургского Центра современной драматургии («Коляда-центра»). На спектакль о легендарном музыканте и поэте Александре Башлачеве из поколения дворников и сторожей, работников котельных и кочегарок билеты разлетелись мгновенно. В 2014 году спектакль был снят с фестиваля «Золотая маска». И теперь зрители сами напомнили об этом на встрече с его авторами. У спектакля есть фанаты, причем весьма взрослые женщины, которые не один раз видели «СашБаш».
Директор ЦСД Наталья Санникова объясняет, что это первая работа центра, появившаяся в «избушке» — так называют деревянный особняк в центре Екатеринбурга, куда пустили молодых драматургов и режиссеров. «Где-то за месяц до премьеры началась работа с авторскими правами, — говорит Наталья. — В спектакле были использованы цитаты из книги «Александр Башлачев. Человек поющий» Льва Наумова. Он попросил прислать ему видео, а посмотрев, сказал: «Это все ужасно. Я не хочу к этому иметь никакого отношения. Убирайте все цитаты из моей книги». Спектакль к тому времени пригласили на «Золотую маску». Пока мы тихо сидели в Екатеринбурге, все было нормально. А тут снежный ком стал нарастать. Мы не играли спектакль полгода, выясняли вопрос с авторскими правами. Переписали текст, убрали цитаты. Ярослава Пулинович перекроила канву. Спектакль назывался «Башлачев. Свердловск–Ленинград и назад», а теперь — «СашБаш». Мы убрали все имена по требованию инициативной группы. И он зазвучал даже лучше. Появился некий объем. Теперь играем в измененном виде». Но в таком виде на «Золотую маску» его не взяли.
Теперь уже можно вспоминать о случившемся спокойно, но чего все это стоило. Люди, знавшие Башлачева, но не родственники, не правообладатели, увидев в Интернете ролик, назвали спектакль издевательством над мертвым человеком. Потом подключились родные, попросили заменить все имена. Но СашБаш остался — так называли Александра Башлачева его друзья. Исполнитель главной роли — поэт из Екатеринбурга, ведущий актер «Коляда-театра» Олег Ягодин — говорит: «Я не играю Башлачева. Мы хотели, чтобы в спектакле не было ни одной его песни, ни одного стихотворения! Мы рассказываем о том времени. А нас обвинили в издевательстве над мертвым человеком. Назвали спектакль танцами на костях».
Затевая его, авторы исходили из того, что от лица поэта может говорить только поэт. Поэтому и возник Олег Ягодин. Текст написан Ярославой Пулинович и Полиной Бородиной, а поставлен режиссером Семеном Серзиным.
На сцене помимо троих музыкантов группы «Курара», с которыми Олег Ягодин и выступает с 2004 года, — еще трое актеров. Кроме самого Ягодина это прекрасная Тамара Зимина, играющая мать, бабушку, возлюбленную. Возраст не имеет значения, важнее нежность. Она разливает из алюминиевой кастрюли компот из сухофруктов в стаканы и угощает зрителей, пока они рассаживаются — кто на полу, кто в амфитеатре. Молодой актер Константин Итунин в роли музыканта, друга, кого угодно. В Москве его задержала полиция, когда он в очереди закурил. Еле-еле на спектакль успел. Вообще с театром «Коляды» происходит много необычного. То в гостиницу со змеями не пускают, которые необходимы на одном из спектаклей. Да и если бы и пустили, постой «зверя» обошелся бы слишком дорого. То «Коляда» лук выращивает на окошке, чтобы к спектаклю дал зеленые стрелы. И вся страна советует ему в Фейсбуке, как эффективнее вырастить его с короткий срок.
фото: Светлана Хохрякова
На фото: Мемориальная доска в Череповце
Олег Ягодин каждую свободную минуту сидит в наушниках и слушает музыку. Как он играет столько серьезных ролей, начиная с шекспировских, да еще выступает в клубах, совершенно непонятно. Что предпочитает? Говорит, что ему легче на кухне сидеть и музыку слушать. О Башлачеве он узнал в подростковом возрасте: «Когда мне было 10–11 лет, о магнитофоне я и мечтать не мог. Это был дорогое удовольствие. А музыку слушать хотелось. Я покупал за 2 рубля 50 копеек виниловые пластинки в свердловском ЦУМе».
«Страшна не сама смерть, а то, что будет потом. То, о чем мы говорим в финале втроем, это говорят серьезные люди», — продолжает Олег. А перед нами сидели трое персонажей и рассуждали, что никакой Башлачев (имя не называется) ни выдающийся поэт, что он нем только заговорили, потому что руки на себя наложил. Так судят обыватели о человеке, который до крови стирал пальцы, выступая перед публикой с гитарой.
На экране появляется документ 2004 года — просьба разрешить отпевание добровольно ушедшего из жизни Александра Башлачева. И приписка от руки — ввиду отсутствия близких родственников. Александр Башлачев покончил с собой в 1988 году, когда ему было 27. Он выпрыгнул, а вернее совершил полет («Нам нужно летать» — пел он в одной песне) из окна многоэтажки в Ленинграде. Шло время, а вопрос отпевания решить не могли. На экране мы увидим якобы любительскую запись студенческой поры героя, когда он учился на журфаке Уральского университета и появился перед однокурсницами голым с бантиком на причинном месте.
Башлачев не только работал в кочегарке, той же, где и Цой, но трудился в партийном отделе газеты «Коммунист» в родном Череповце. На центральной улице этого города теперь установлена в честь него мемориальная доска. Кто-то уже не знает, как он выглядел, и принимает за Башлачева совсем другого человека с экрана-простыни. Он выступал по квартирам, даже у Аллы Пугачевой (поэтому и спектакль многие называют квартирником), а перед публикой вышел за какие-нибудь три года до гибели.
По нервам спектакль не бьет. Хотя это очень индивидуально. И опасности не несет, которой испугались люди, знавшие героя. Судьба фактически убитого временем поэта не сражает наповал, а это необходимо этому спектаклю, как воздух. Как ни странно, прекрасному артисту Олегу Ягодину не хватило мощи и масштаба, чтобы одним своим присутствием довести до точки кипения все это действо, из-за которого столько копий ломалось. После спектакля зрители дарили актерам ананасы.