Надо побеждать честно

Eлeнa Ямпoльскaя.

Этo ужe втoрoй спoртивнo-дуxoпoдъeмный шeдeвр «Студии ТРИТЭ Никиты Миxaлкoвa» и прeждe всeгo   — ​ee гeнeрaльнoгo дирeктoрa Лeoнидa Вeрeщaгинa. Нeт смыслa скрывaть, чтo Вeрeщaгин являeтся нe тoлькo oргaнизaтoрoм, нo вo мнoгoм и   вдохновителем картин про великие победы 1972-го. Картин чрезвычайно разных.

«Легенда №   17» пронеслась по экранам, когда у нас все было впереди. «Зимние, жаркие, твои». Крым. Страна шла на взлет, жила предвкушением, не думала о   цене. Во всех смыслах в   кассу была именно такая «Легенда…»   — ​лихая, веселая, отчаянная.

«Движение вверх» промыслительно совпало с нижней точкой эмоциональной синусоиды. Оно прокачивает наш коллективный орган полета, словно понимая, что и   крылья, и   руки у   многих подопустились. «Движение…» тоньше, сложнее, добрее, мудрее. Как будто «Легенда…» повзрослела.

Живого — ​или, если хотите, сентиментального   — ​зрителя фильм поминутно держит на грани слез. Чем ты старше, тем сильнее вероятность, что эти слезы прольются. Недаром в   кинозенит упорно восходит именно начало 70-х   — ​вероятно, самое безмятежное время за всю историю России. И   тот короткий период, когда движение вверх замерло на пике, а   сползание вниз еще не было фатальным. Мы могли сохранить уникальную страну, однако потеряли ее. Кто вновь и   вновь не всплакнет по этому поводу, у   того действительно нет сердца.

«Движению…» сулили трудности восприятия. Мол, баскетбол не лидирует в списке пристрастий российских болельщиков, это вам не хоккей. Справедливо, но лишь для спортивной драмы, а   «Движение…» таковым не является. Баскетбол эффектнее хоккея подчеркнул сверхзадачу постановочной группы   — ​прыгнуть выше головы. В   остальном картина, разумеется, не про спорт. Она   — ​про команду как образ жизни.

Фамилии «этих русских» неодолимы для западных комментаторов, еще и потому, что «русские» складываются из грузин и   украинцев, белоруса, казаха, литовца… «Самости» игроков составляют команду. «Самости» народов составляют страну. Капля воды   — ​метафора банальная, но верная. Точнее, две капли. Американцы играют за выгодные контракты и   «ценности демократии». Наши   — ​«за Родину». Кто победил в   72-м, известно. Те же, кто затем сменит приоритеты и   проиграет.

В «Движении вверх» нет отрицательных героев. Спесивый литовец возвращается в семью, созданную тренером Гаранжиным. Ревнивый белорус осознает, что талантливо пасовать   — ​не менее почетно, чем забивать самому. Безбашенные грузины выскакивают невредимыми из опасных приключений. Все по-своему обаятельны. У   каждого своя правда. Каждый дан в   развитии, оставляющем надежду на сплочение новой команды.

Чудится, будто в качестве консультантов к   «Движению…» привлекались не только спортсмены, но и   политологи. Империя бросает вызов империи. «Американцы однажды должны кому-то проиграть. Я   подумал   — ​лучше нам. Это, по крайней мере, будет для них не позорно…» Такое уважение к сопернику с   чуть слышимой ноткой иронии вряд ли датируется 1972-м. Скорее, 2017-м.

В «Движении…» нет однозначного образа врага — ​в   отличие от «Легенды…». Тренер Гаранжин практикует американские методики и   требует обеспечить игрокам регулярный выезд за океан. Профессионализм выше идеологии.

Простите, но именно об этом я пыталась крикнуть на недавнем заседании президентского Совета по культуре: талантливого человека можно переубедить. Убежденного сделать талантливым   — ​не в   нашей власти.

Узнавайте патриотов по делам — ​и   тонны шелухи отсеются. Есть ли сегодня патриотизм выше, чем на финальных титрах голосом Муслима Магомаева напомнить: «В   спорте надо жить ярко, надо побеждать честно»? Есть ли патриотизм выше, чем под великую песню Пахмутовой   — ​Добронравова среди кадров спортивной хроники поставить и   шествие сборной России в   Сочи   2014?

Побеждавшие честно нуждаются сегодня в поддержке.

С «Движением…» к нам вернулось понятие высоты. Высоких целей. Высоких отношений. Когда люди не придумывают диагнозы, дабы избежать трудностей, а,   напротив, скрывают, чтобы не отстранили от работы адовой. Любимая девушка спрашивает Александра Белова:

Если скажут: «Тебе осталось жить три секунды», что будешь делать?   —

Ответ придет под финал. Что буду делать? Обыграю американцев. За три секунды. Пока живой, все можно.

«Движение вверх» не пытается повторить успех «Легенды №   17», а потому   — ​рискну спрогнозировать   — ​превзойдет его. Думаю, этими очевидными прогнозами и   вызвана к   жизни некрасивая пиар-кампания «родственники игроков против фальсификаторов истории». Обидно? Наверняка. Что остается делать в   такой ситуации? Только побеждать честно.

Честная победа — ​всегда грандиозный труд. Но иного не дано. Точнее, иное русскому человеку выходит боком. Всем нам нынешней зимой предстоит пережить вышедшее боком   — ​сжав кулаки, стиснув зубы, постаравшись не растерять веру. «Движение вверх» отчасти утоляет эту боль, с   ним будет легче.

В фильме много значительных лиц. Много настоящих мужиков — ​и   среди героев, и   среди создателей ленты. Настоящий мужик   — ​тот, кто считает прыжок выше головы нормальной работой. Я   думала об этом, сидя на ступеньках 57-го павильона ВДНХ, на собрании инициативной группы в   поддержку выдвижения Владимира Путина: мест не хватало, ребята-волонтеры волокли гроздья подушек, народ облепил лестницы и   проходы, как студенты на громкой премьере. В   «вип-партер» с   оправданной звездностью проплыл тренер Гаранжин   — ​Владимир Машков. Его присутствие здесь казалось особенно логичным. Мастерство Машкова выходит на такой уровень, когда зрителя обуревают не только эмоции, но и   мысли. Смотришь на одного тренера, думаешь о   другом.

Тренер — ​не тот, кто квохчет наседкой над цыплятами. А   тот, кто рядом, когда другой надежды нет. «Никто, кроме тренера, не верил, что мы можем выиграть. Даже мы сами. А   он нас тащил…»

Я сидела на ступеньках и думала: чего мы ждем? Чтобы главный тренер сказал: «Расправьте крылья, страусы»?

Пора готовиться к прыжку выше головы. Пока живые, все можно.

По материалам интернет-издания «Электронная газета «Культура-Портал»  

6+

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.