Награждая Александра Митту, Федор Бондарчук припомнил ему давний урок с потом

Александр Митта. Фото предоставлено пресс-службой премии

Изысканная церемония заняла чуть больше часа. На колосниках «строчили» пишущие машинки, за ними сидели сценаристы и писали свои сочинения. В состав жюри под руководством кинодраматурга Александра Бородянского, за плечами которого «Афоня», «Курьер», «Мы из джаза», «Ворошиловский стрелок», вошли: актриса Виктория Толстоганова, киновед и программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, сценарист нового «Экипажа», «Горько!» и «Легенды №17» Николай Куликов, кинорежиссеры Игорь Волошин и Джаник Файзиев.

В знаменитых гостях в тот вечер недостатка не было. И никого постороннего. Все свои. Правда, не имеющий отношения к кино друг Людмилы Кожиновой удивленно спросил: «Вы все жалуетесь, что нет хороших сценаристов. Это что же — все авторы плохих сценариев?» Президент «Слова» прояснила ситуацию: «Бывает так, что хороший человек оказывается в плохих обстоятельствах. Надеюсь, что все вы доживете до таких времен, когда будете хорошими сценаристами в хороших обстоятельствах». Свою президентскую премию она вручила Елене Райской за сценарий, написанный еще в 2012 году. Только недавно фильм «Однажды в Ростове» Константина Худякова, поставленный по нему, вышел на телеэкран. Помимо статуэтки лауреатка получила набор ручек своего учителя Валентина Черных. Елена Райская любит писать обломками его карандашей. А ее дочь пошла по стопам матери — тоже оказалась на сценарном факультете.

Среди гостей был Артем Михалков в сопровождении молоденькой спутницы. После того как Федор Бондарчук заявил о своем разводе с женой, он оказался в топе новостей. Ни одна работа в кино не приносила такого феноменального успеха. В такие времена живем. Друзья не докучали одинокому Федору расспросами. А один из них на домыслы по поводу новой спутницы жизни ответил: «Может быть, человеку захотелось свободы?». Бондарчуку выпала честь вручать приз «За верность профессии» Александру Митте — кинорежиссеру, сценаристу, профессору Гамбургского университета. Федор появился в дорогих и потертых джинсах и начал с воспоминаний: «Я благодарен Валентину Черных за помощь и советы, за время, проведенное в просмотровом зале в 2004 году в период моей работы над «9 ротой». Наш фильм шел 3 часа 50 минут». И с Александром Миттой связаны особые воспоминания: «После того как закончились съемки в фильмах «Даун Хаус» и «8 ½ долларов», я стал получать предложения как актер. И тут меня вызвали на «Мосфильм» на пробы. Я выучил четыре страницы роли. Ничего страшнее не было в моей жизни, чем эти пробы. Я был мокрый от пота. Понял, что у меня нет профессионального образования. Прошли годы, и я вспоминаю этот потрясающий мастер-класс Александра Митты. Он всплывает в моей жизни постоянно». Александр Митта был растроган вниманием коллег, но в свойственном ему ироническом духе сказал: «Эта награда означает одно: «Заткнись и больше не вылезай». У меня давно не было такого приятного вечера. Столько хороших людей собралось».

«Лучший дипломный сценарий» — у Алексея Юрьева. Его «Последнее путешествие» понравилось всем членам жюри, зацепила история про грибы. Изначально было выдвинуто на рассмотрение экспертов около ста сценариев начинающих сценаристов. Людмила Кожинова заметила, что у молодых авторов герои все время куда-то едут, роуд-муви стал самым востребованным жанром. Интересна эта номинация тем, что нет еще снятых фильмов по этим сценариям. Игорь Волошин, вручавший награду, нашел неожиданное сравнение: «Чувствую себя колобком. Я прикатился туда, откуда выкатился. Поступал когда-то в мастерскую Черных и Кожиновой. Но Валентин Константинович мне сказал: «Брат, ты режиссерские сценарии пишешь».

А если верить маститому драматургу Бородянскому, то режиссер и не должен уметь писать сценарии. Ему достаточно знать законы драматургии: «Если бы я сейчас начинал, то мои сценарии никто бы из продюсеров не взял. Профессия сценариста все больше обесценивается. Я стал сценаристом благодаря конкурсу сценариев о рабочем классе. Кстати, Черных с уважением относился к рабочим людям».

Приз за «Лучший сценарный дебют в полнометражном кино» достался отсутствовавшему на церемонии Михаилу Местецкому за «Тряпичный союз». «Лучший сценарий телевизионного фильма» — «Метод» Дмитрия Иванова и Олега Маловичко. «Лучший сценарий полнометражного фильма» — «Страна Оз», написали Василий Сигарев и Андрей Ильенков. Перед Александром Бородянским стоял нелегкий выбор, поскольку в номинации были представлены его зав. кафедрой во ВГИКе Юрий Арабов с фильмом «Орлеан», давний друг Александр Миндадзе с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр» и молодые талантливые сценаристы, перед которыми не было никаких обязательств. Они и взяли свое. Василий Сигарев в фирменной вязаной шапке и сумкой наперевес, как у почтальона, только и сказал: «Действительно заслуженно».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.