Буквально на третий день его работы в этой должности пришли британские кинематографисты: режиссер и оператор Ник Рид, режиссер и продюсер Марк Франкетти, исполнительный продюсер Саймон Чин – двукратный обладатель «Оскара» за фильмы «Канатоходец» и «В поисках сахарного человека».
Впервые в истории Большой театр дал карт-бланш съемочной группе. Примерно того же самого потребовал и сам Владимир Урин, вступая в новую должность – никакого вмешательства, приоритет искусства. И все получилось. Картина развернула картину закулисной жизни главного театра страны с его страстями и непомерными амбициями, высоким искусством и интригами.
Это был сложный момент, когда Большой пытался реабилитироваться перед всем миром после ужасающего нападения на художественного руководителя балетной труппы театра Сергея Филина в январе 2013 года. Съемочная группа беспрепятственно передвигалась по театру. Балет мало кто умеет снимать и фотографировать. Это особое искусство. В этой картине все это сделано прекрасно. И фильм получился не про скандал, как таковой, а про театр, балет, как искусство, величественный мир, который пошатнули низменные страсти и война в партере.
Кадр из фильма «Большой Вавилон»
Первое, что мы услышим — это то, что в России два бренда – Большой театр и Калашников. Страна нездорова, не только театр. В этом объяснение случившегося.
Спектакль, овации в партере. В царской ложе — Фидель Кастро и Никита Хрущев, потом руководители другого поколения. Кого здесь только не было – от Маргарет Тэтчер до четы Горбачевых и Ельцина. Дмитрий Медведев скажет: «Большой – наше секретное оружие. Мы будем его использовать для достижения наших целей».
Владимир Урин – жесткий и компромиссный – в зависимости от ситуации, рассказывает с экрана, что жена и сын были против его перехода в Большой. Жена Ирина плакала весь вечер. Но он принял решение. И теперь пытается проанализировать взаимоотношения этого театра и власти.
Большой и Кремль разделяет каких-нибудь 500 метров. Они всегда рядом. Власть всегда любила Большой театр, он финансируется отдельной строкой в бюджете. Даже в годы войны его артисты были освобождены от воинской повинности. Ничего удивительного нет в том, что премьер-министр объясняет руководству театра, кто может быть руководителем балета, а кто нет. Так вот Урин, принимая пост, поставил условие невмешательства во внутреннюю жизнь театра. Если доверяете, то доверяйте. Иначе не буду работать.
О худруке балета Сергее Филине один из бывших попечителей Большого скажет: он пострадал из-за этого театра. Худрук балета появится на экране в кадрах хроники, когда он был молод, здоров и невредим, восхитительно танцевал и был красив, как Аполлон. А теперь — с красным рубцом на лице, оставленным кислотой во время нападения, один глаз совсем не видит. «Ты все время, как будто на заминированном поле» — говорит он. Взаимоотношения с людьми – главная трудность. Как скажет бывший попечитель Большого, Филин чувствовал себя, как на передовой, боялся один на один оказаться с людьми, которые рвутся к власти.
Кадр из фильма «Большой Вавилон»
Все это было еще до прихода в театр Владимира Урина. Но и их диалог — сплошной нерв, хотя внешне все как будто спокойно. На вопрос режиссера, какие у них отношения, Урин отвечает: «Деловые. Меня ничего не связывает с Сергеем Юрьевичем, кроме работы». Хотя не скрывает, что где-то в глубине души сидит воспоминание о совместной работе в музыкальном Театре Станиславского и Немировича-Данченко — не самое светлое.
Филин дополнит: «Мы не очень хорошо расстались», «Самая главная проблема – это я». Сергей Филин танцевал в Большом 21 год и пока не стал руководителем, со всеми у него были хорошие отношения. Но уже с первого дня работы в должности почувствовал перемены — интриги, зависть.
У коллег другое мнение. Филина кто-то считает диктатором, в руках которого судьбы артистов. Николай Цискаридзе объясняет: все балерины мечтают станцевать «Лебединое озеро», а Филин пользовался этим. Прима-балерина Мария Аллаш скажет: «Мы вместе танцевали, и вдруг такое отчуждение!». Как вообще постороннему, далекому от искусства человеку объяснить происходящее, почему такое возможно только в театре, да еще главном? Филин считает, что поскольку век артиста короток, отсюда и интриги, стремление получить роль, повышенные амбиции, иногда ничем не подкрепленные.
Филин вспоминает о том, что ему вменяли в вину: будто воровал деньги, насиловал артисток, склонял их к сожительству. «Я со своей женой сплю больше десяти лет, но она остается артисткой кордебалета».
Что же касается Павла Дмитриченко, который причастен к нападению, то он, по мнению Филина, не человек: «Он не может нести это звание. Его нужно нести достойно». Суд приговорил его к шестилетнему наказанию с отбыванием в колонии строгого режима. А коллеги считают: «Дмитриченко – правдолюб, но чтобы такое….». В его поддержку напишут письмо.
О том, что произошло, говорит педагог-балетмейстер Борис Акимов, за плечами которого 50 лет работы в Большом. А это трудно.
У Марии Александровой прямо на сцене случился разрыв сухожилия, но она сохранила лицо, не упала. И 16 сезонов она выходит на сцену Большого. Почему? Потому что это нужно прежде всего ей. Как и другим балеринам, Марии страшно сознавать, что придет время, и она уже не сможет выйти на сцену.
Мария Аллаш смотрит правде в лицо: когда на сцену выходит не очень молодая женщина, это неприятно. Балет – искусство молодых. Она не хочет, чтобы ее дочь стала балериной: «Мы очень странные люди. Мы часто перетягиваем со сцены в жизнь. Это превращается в трагедию».
Мы видим, как балерина едет в метро, моет лапы своей собаке, разговаривает с ребенком. Жизнь такая, как у многих, в бытовой составляющей.
Балерина Анастасия Меськова пытается развеять досужие представления о том, что добиться высот в балете можно только через секс с влиятельными людьми: вовсе нет, в тебе могут увидеть потенциальное будущее и поддерживать.
Финальные сцены самые сильные. От камеры ничего не скрылось. На общем собрании идет жесткий диалог между Уриным и Филиным. Первый прерывает эмоциональное выступление второго, а тот продолжает говорить. Когда-то между ними был откровенный разговор. И Урин сказал: «Мы с вами расстанемся, если что-то не будет получаться. Если я до этого доживу». Но он прямо заявляет, что из личной неприязни не будет расставаться, для этого должны быть веские причины. Сам Сергей Филин приходит к выводу, что вернувшись в Большой, принял неверное решение.