фото: Александр Корнющенко
Среди памятных работ он называет: «Сталинград», «Легенду N 17», «Битву за Севастополь», «Вий», «Метро», «Призрак», «Духless», «Батальонъ», «Богатыри», «Про любовь».
Однако реформы Министерства культуры РФ по распределению Фондом кино государственной поддержки среди кинопроизводителей серьезно вредят развитию отрасли. Введение 100% возвратности средств, полученных продюсерами в качестве госсубсидий через Фонд кино, делает крайне рискованным инвестиции в кинопроекты. Напомним, 40% средств, которые распределяет Фонд, выдаются производителям на условиях 100%-й возвратности за исключением 2016 года, объявленного Годом российского кино. Режиссер и продюсер Джаник Файзиев рассказывает, что до сих пор его коллеги закладывают дома и квартиры, чтобы не потерять свой бизнес. Без господдержки, по его словам, создание фильма невозможно, иначе наш кинематограф «схлопнется до уровня домашнего видео». И речь идет о деньгах, выделенных на безвозвратной основе.
Продюсеры говорят, что у нас снимать сейчас дешевле, чем во Вьетнаме, учитывая девальвацию рубля. Но мировая киноидустрия к нам все равно не спешит.
Компания «СТВ» Сергея Сельянова, которого коллеги называют единственным великим продюсером Российской Федерации, отмечает в этом году 25 лет. Вот что он рассказал «МК».
— Если система государственной возвратности будет отменена только в течение Года кино, то у нас не будет крупных проектов. Жертвой падут крупнобюджетные картины. Почему я говорю только про деньги? Да потому что все остальное мы сделаем сами.
— Чего не хватает продюсеру Сельянову для счастья?
— У нас все отлично. Мы летим на крыльях. Очень существенное обстоятельство нашей жизни — это государственная поддержка и ее квалифицированное использование. Это рычаг. Если он умело применяется, то российское кино в ближайшее время поднимется еще одну ступеньку. Люди часто не мыслят в формате индустрии, но все ощущают чувство несправедливости: кому-то дают государственные деньги, а кому-то нет, и надо их отнять. Есть прекрасная притча о бедном крестьянине, который жаловался: изба развалена, жена ушла, корова сдохла, денег нет. Бог его услышал: «Ну, хорошо. Проси чего хочешь». Крестьянин задумался и сказал: «Боженька, вырви мне тогда один глаз». К сожалению, эта пошлая установка. Для чего придумано государство помимо осуществления функций безопасности? Для того, чтобы оно развивало те точки, где возникает какая-то энергия и сила. Государство должно заботиться об обездоленных и о своих лидерах. Вернее, о лидерах может и не заботиться, но им надо помогать, работать на них. А не придумывать ухищрения, основанные на философии: что-то они слишком хорошо живут, давайте им хвост прищемим. Это пошло, пещерно и развитию страны не способствует. Это не патриотично, наконец. Люди, которые так говорят, не любят родину. Нам действительно ничего не надо. Нам нужно рычаги, позволяющие развивать кинематограф.
— А со стороны кажется, что вы такие успешные, так чего ж вам деньги давать.
— А сколько я собственных денег гроблю, заработанных в другом бизнесе, которым вынужден заниматься, чтобы делать кино. Я занимаюсь самоинвестированием.
— Неужели за столько лет работы кураж не прошел?
— Он не проходит, конечно. Это интересное дело. Мне говорят: зачем, и так все хорошо. А кто будет «Крепость» делать? Это выдающийся фильм, на мой взгляд, мощная работа, сделанная с колоссальным убытком. Она пять лет создавалась. Кто будет такие фильмы создавать?
— То есть не всякий полнометражный анимационный фильм прибылен?
— Они все абсолютно и глубоко убыточны. Полнометражный фильм высокого качества в 3D высокого качества стоит 250 миллионов рублей. Еще 100 миллионов нужно положить на его выпуск. Итого — 350. Значит, нужно собрать 800 миллионов, чтобы выйти в ноль. Еще отдать процент прокатной компании. А теперь посмотрим всю таблицу российских мультфильмов. Сколько из них собрали 800 миллионов? От силы — 200. Чувствуете разницу? За счет чего это делается? За счет таланта продюсеров, не побоюсь этого слова, тех людей, которые и в таких обстоятельствах ухитряются продолжать свое дело. Российский рынок глубоко убыточный. Глу-бо-ко! Он маленький. А вы все рассматриваете с точки зрения того, сколько денег дали, половину тут же украли продюсеры, а на вторую сделали хреновое кино.
Наш рынок не только маленький, но и агрессивный. Сборы, как правило, обратно пропорциональны художественности. Мы при этом как-то стараемся сохранять и развивать кинематографический язык не только в авторском кино. Посмотрите на дебюты, которые я делаю. Они же всегда гарантировано убыточны, кроме двух-трех в год. Так что все разговоры о том, зачем нам деньги дают, иначе, как обывательскими не назовешь.