В ГМИИ им. Пушкина лечат и окропляют святой водой

фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa

Eвгeний Мирoнoв прoникaeтся рaбoтoй «A, ты рeвнуeшь?» Гoгeнa.

Пoлтoрa чaсa дo нaчaлa. Рeпeтиция: рeжиссeр Миxaил Фeйгин пoкaзывaeт нa сцeнe миниaтюрнoй Aгaфьe Тиxoнoвнe (Свeтлaнe Aсaнoвoй), кaк нaдo мeтaться срeди здoрoвeнныx жeниxoв. Глaвный прeтeндeнт нa сeрдцe oчaрoвaтeльнoй блoндинки в рoзoвoм плaтьицe и кудряшкax — Пoдкoлeсин Ивaн Кузьмич (Дaниил Oбуxoв) – брeнчит нa гитaрe пeсeнку прo бeлую бeрeзу, в кoтoрую клeн влюблeн. Пaрaллeльнo сурдoпeрeвoдчик пeрeвoдит бeссмeртный тeкст Гoгoля нa язык жeстoв.

— Xoть я и нeпрoфeссиoнaльный aктeр, нo сoвсeм нe вoлнуюсь, вoт вoзьми мeня зa руку, пoчувствуй пульс! — зa несколько минут до начала выступления просит Даниил Обухов. — Ты пойми, мне не играть надо, а без притворства показать, что я чувствую.

Смотрите фоторепортаж по теме:

Увидеть невидимое: В Пушкинском музее показали картины для слабовидящих

25 фото

Чувства людей, живущих с оголенной душой, публика, которой приходится каждый день менять маски, ой как поняла… Причем с первой минуты, когда на сцене вместе с двумя музыкантами (балалайка и ударные) и тремя профессиональными актерами появляются два слабослышащих, одна слепоглухая (в очках с толстенными стеклами), два с заболеваниями трисомия (болезнь Дауна), один ментальный, а один без ног и кистей рук. С него-то и начинается «Женитьба».

Александр Похилько на большом стекле, что стоит по заднику сцены, рисует Петербург: из бежевой краски рождаются разводные мосты и Петропавловская крепость. Человек в апельсиновом комбинезоне делает это так ловко, что никогда не догадаешься, что у художника нет рук. Каким-то образом он двумя губками превращает пятна в изображения, а через 10 минут еще споет, и выяснится, что у него прекрасный голос.

— Я с полмесяца молчала, прежде чем согласиться на проект, — признается Инна Сухорецкая, которую московская молодежь полюбила за главную роль в «Петре и Февронии Муромских» (Золотая маска, театр Практика). — Сказала «да», когда поняла, что важен не итоговый художественный продукт, а процесс, который всех изменит. Так и получилось: работа с психологами, тренерами, педагогами помогла понять друг друга, стать терпимее и сблизиться. Разница между нами перестала существовать.

За 45 минут она перестает существовать между зрителями и артистами. Особенно когда под занавес сваха Феклуша крестит себя, зал и окропляет всех святой водой. От брызг в первых рядах, улыбаясь, морщатся Ольга Голодец, Марина Лошак, Михаил Швыдкой, Диана Гурцкая, Евгений Миронов. Восторженный, он выскакивает на сцену:

— Оказывается, театр может быть терапией. После такого искусства мы перестаем делиться на своих и чужих, начинаем видеть мир другими глазами.

фото: Наталия Губернаторова
Слабовидящий ребенок познает «Мадонну с младенцем» Кранаха-старшего.

Голос Миронова звучит в аудиогиде к выставке «Видеть невидимое», развернувшейся на двух огромных стендах между колоннами. На них шесть рельефных почти метровых картин: от старых мастеров — «Благовещение» Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Кранаха-старшего и «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена от ХIX века, «А, ты ревнуешь?» Гогена, от ХХ века — «Нападение ягуара на лошадь» Руссо и «Старый еврей с мальчиком» Пикассо.

Здесь вы не услышите: «Не дышите на шедевры». К ним можно прикоснуться, надев черные очки, чтобы представить ощущения незрячих. Сами они пользуются описанием картин в брошюрках по Брайлю, долго водят руками по рельефной поверхности изображения. Одна из них, Алена, из-за особенностей речи свои впечатления от работы Боттичелли написала мне по буквам — пальцем на ладошке руки.

— Я погрузилась в художественный мир картины, поняла, что здесь есть ангел и Дева Мария. Если бы не описание по Брайлю, мне было бы сложно уловить детали, особенно цвета. Я счастлива, что музеи впустили нас в свой мир. Раньше нам разрешали прикасаться только к скульптуре, архитектуре и разным предметам (декоративно-прикладного искусства. — «МК»).

Придумал тактильные картины музей «Прадо» в Мадриде, показав их на выставке два года назад в свой юбилей и собрав за это достижение основные мировые награды в области музейного дела. Вооружившись опытом испанских коллег, команда ГМИИ отобрала свои шедевры, подвергла их фотографии специальной обработке, подобрала текстуру и проработала особенности изображений, которые важны для слабовидящих и слепых. Наконец, с помощью рельефной печати создала тактильные картины.

— Когда тотально глухой и слепой профессор Александр Суворов посетил выставку в «Прадо», пощупал картины, определил их сюжет, но не понял замысла, решил, что в России можно сделать круче, — рассказывает Дмитрий Поликанов, президент фонда, организующего проект. — Тогда мы договорились докрутить эту историю с Эрмитажем. Сейчас отобрали из их коллекции шесть мировых шедевров, в том числе «Мадонну Литту» Рафаэля, и создаем технологию, которая передаст картину через аромат, текстиль и вибрацию. Последняя выступит в качестве палитры: сильная вибрация будет говорить о красном цвете, слабая — о зеленом… Мы надеемся разместить эти картины в общих залах, чтобы люди не разделялись на обычных и особенных.

В музее мы на равных. Никто не хуже, не лучше. Равноценные. В жалости никто не нуждается, а только в понимании.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.