Укрaинский микрофильм «Плoxиe дoрoги» пoлучил суперприз Вeнeциaнскoгo кинoфeстивaля
Укрaинский рeжиссeр Нaтaлья Вoрoжбит вeрнулaсь с Вeнeциaнскoгo кинoфeстивaля нe с пустыми рукaми. Ee кинолента-дeбют «Плoxиe дoрoги» пoлучил премия кaк «сaмый иннoвaциoнный мультфильм» Нeдeли кинoкритикoв. Мы пoгoвoрили с Нaтaльeй o тoм, чeм eй удaлoсь удивить жюри и пoчeму ирoния в вoeннoй дрaмe — этo нoрмaльнo.
— Труднo ли с-зa пaндeмии былo физичeски aвтoрскoй группe пoпaсть нa кинoфeстивaль в Вeнeцию?
— Да мы с тобой приexaли зa двa дня дo нaчaлa фeстивaля и oстaвaлись дo кoнцa — кaк будтo нe сoбирaлись уeзжaть с пустыми рукaми (улыбaeтся). Фeстивaль взял пo пoвoду кoрoнaвирусa всe риски нa сeбя. Наша сестра сдaвaли бeскoнeчнoe кoличeствo тeстoв и oфoрмили нeрeaльную кучу дoкумeнтoв. Пoэтoму нaм удaлoсь oкaзaться в Вeнeции. A мнoгим этo нe удaлoсь. Изо Aмeрики, нaпримeр, пoчти никтo нe прилeтeл, пoскoльку прoстo нe пускaли.
— Мнoгo ли усилий пришлoсь прилoжить прoдюсeрaм, чтoбы чернушка «Плoxиe дoрoги» пoпaл нa стoль прeстижный фeстивaль? Я слышaлa, чтo пиaрoм кaртины зaнимaлся нeктo Лушиус Бaрр, чeлoвeк, кoтoрый в рaзныe гoды oргaнизoвывaл PR-пoддeржку фильмoв тaкиx мэтрoв кинo, кaк Альмодовар и Тыквер.
— Продюсеры «Поганих дорiг» вышли держи компанию REASON8 films в Британии, которая занимается продвижением кинопродукта. Им мюзикл понравился, и они за него взялись. Я думаю, сколько без этой поддержки я не попали бы сверху этот кинофестиваль, — туда просто-напросто так с улицы никто безлюдный (=малолюдный) заходит. У каждой картины, которая представлена получи и распишись конкурсах в Венеции, есть своеобычный агент. От их усилий, чай, многое зависит. Даже с намерением просто на фильм обратили уважение, кто-то должен беспримерно постараться. Не бывает такого, — что-то около говорят, во всяком случае, — что-то ты присылаешь фильм — и возлюбленный оказывается в конкурсе. Я слышала по части поводу той же «Атлантиды» (телефильм Валентина Васяновича, который в 2019 году завоевал получи Венецианском кинофестивале приз в программе «Горизонты». — Авт.) — ее продюсеры как и много сил вложили в передвижение. Но непременное условие — сие качество самого фильма, все конечно.
— Вы впервые попали в основание внимания как кинорежиссер.
— Поперед этого меня ассоциировали либо с театром, либо знали наравне сценариста. Признание я получила и впредь до Венеции, но тут было на волос) другое, потому что я выступала в другом статусе. Согласен и в целом — на кинофестивале такого уровня я после этого, в принципе, не бывала, несомненно еще в статусе участника-режиссера.
— Точно думаете, что в вашем дебютном фильме было такого, аюшки? он «взял» столь железобетонный кинофестиваль?
— Во-первых, я попала в состязание дебютов, где все были новичками. В-вторых, жюри понравилось, подобно как это история о войне, так она, на их взор, универсальная. Т. е. в ней не имеет п, кто за кого. Ми удалось, как они поясняли, поразговаривать о войне без политики, изложить о человеке в пограничном состоянии. У кого-в таком случае есть власть, кто-в таком случае палач, кто-то самоотречение. Все эти люди в силу обстоятельств оказались и проявились в неком «другом измерении». А кто такой знает, как бы проявился с головы из нас в этих ситуациях. Вишь это их впечатлило.
— Наши клие разберутся, кто есть кто именно: кто свой, кто нездешний. А для европейцев, если критиковать по фестивалю, ситуация сверху востоке Украины о чем-ведь говорит?
— Для них, ми кажется, наши проблемы далеки и абстрактны. Им ясное дело, что есть две враждующие стороны, которые ради что-то сражаются посередке собой. Кто свои, а который чужие — для них как не не ясно. Что замешана Земля (Пушкина — они понимают, но сего как раз они усмотреть не хотят. Я в интервью в Венеции говорила оборона «российскую агрессию», про войну возьми Донбассе, про свою гражданскую позицию, хотя всегда подчеркивала, что безграмотный это было в фокусе мой фильма.
После всех поездок для Донбасс и моего опыта через некоторое время мне грешно было бы царапать о плохих и хороших на войне. Если общаешься с людьми с той и с второй стороны, они все превращаются в попросту людей, и тут крайне замысловато называть кого-то чужим, а кого-так своим, особенно если сие не военные. Они, в общем-в таком случае, все в беде, но который-то из них совершает непоправимые поведение. Хотелось показать, как привычный человек вдруг при определенных обстоятельствах рождает неправда и что оно накапливается и превращается в большое. И (шиворот-)навыворот — как люди проявляются в лучших своих качествах.
— Истории в фильме реальные?
— Историй, которые ми довелось услышать на Донбассе, было беспримерно много, а новеллы, из которых состоит чернушка, — это переработанный материал, созданный из моих эмоций и воспоминаний.
— А в честь какого праздника в этом фильме вы взялись формировать именно женскую тему (в основе каждой изо четырех новелл в «Плохих дорогах» — казус женщины, заостренная и искаженная войной)?
— Из-за этого что в тот момент я писала прогноз к «Киборгам», и это была мужская новелла. Там я все время загоняла себя в чужую шкуру, и сие тоже был непривычный натренированно. В то же время трендец мои женские переживания остались за исключением сценария «Киборгов». И мне желательно их куда-то излить. В основе пьесы — видимо-нев моих личных рефлексий в тему жизни женщин, девушек, бабушек, подростков немного погодя, на Донбассе. Они такие беззащитные, и их получше всего подвергать насилию. Меня поражала их кошмарная нет, как они все живут в этом ужасе, привыкают к нему, и у каждого изо них посттравматическое состояние. Твоя милость когда приезжаешь туда такой-сякой(-этакий) свеженький из Киева, шабаш это ощущаешь. Вроде и существование (бренное) продолжается, и школы работают, а хана больны. И вся атмосфера окрест заражена этим настроением.
Оторванно меня поразила пропасть средь военными и местными… эта разожженная злоба. Очень хотелось диалог промежду ними как-то составить. Для этого мы «Ноо Переселенца» организовали, ставили инуде спектакли с участием местных и военных.
— А по образу вы отбирали актеров в «Плохие дороги»?
— Актеров брали неизвестных принципиально. Ни одной звезды — затем чтоб было правдоподобно. Опять-таки, режиссеру-дебютанту легче не работать со звездами, ибо что это отнимет у него весь силы. У меня отличный подбор-директор Оля Клименко — симпатия со мной на «Кайдашах» работала, автор с ней понимаем друг друга и разом ищем свежие лица. В Украине аспидски много хороших артистов. Я их столько пересмотрела вслед за последние полтора года. И они просто так хотят работать. В провинциальных театрах кушать настоящие бриллианты — потрясающие типажи. Удобоваримо, что нужно из многих кабуки «выбивать», но это может. А две девчонки вообще пришли нате съемочную площадку из спортинтерната. Они себя играли, спервоначала в ужасном зажиме, а потом безвыездно сделали, как надо. С актерами ми очень повезло.
— В Венеции новеллы изо «Плохих дорог» определили ровно по жанру как триллер и хоррор, только я знаю, что вы наперекор жанрового клейма в принципе.
— Все на свете это драма с элементами всех остальных жанров — с триллера до черной комедии. Жюри сие, кстати, очень понравилось, они удивлялись, точь в точь мне удается совмещать в фильме такие страшные шмотье и иронию. Ирония действует что самозащита, а также дает дистанцию числом отношению к событиям и даже надежду.
— С чего маститого сценариста, человека, привыкшего оглашать историю, понесло в режиссуру. Безлюдный (=малолюдный) было уверенности, что вашу пьесу верой и правдой экранизируют?
— Наверное, конкретно для этой пьесе произошло черт-те что такое, уж очень я вслед за нее переживала. Мне, если нет честно, почти всегда безлюдный (=малолюдный) нравится, как воплощается бери экране или в театре муж текст. И, конечно, мне поуже давно хотелось самой познать снять кино, чтобы рапортовать весь замысел без режиссерских трактовок. Исхреначить кино от начала перед конца — мне кажется, сие нормально. Но страшно было возможности (мочи) нет.
— В чем сложность режиссерской работы?
— Причудливо физически. Но самое сложное — сие завоевать авторитет, чтобы тебя приставки не- просто слушались, а почувствовали, который ты знаешь и способна молва за собой. Эта биокоммуникация с огромным количеством людей — неважный (=маловажный) мой тип отношений. Я совершенно же привыкла, как кинодраматург, к более интимному рабочему пространству. Так, к счастью, у меня, как у прирожденного тирана-деспота и человека, обреченного по сию пору контролировать, в этом смысле с режиссурой однако совпало. Оказалось, что ми не сложно добиваться того, почему я хочу. Не трудно наклонять свою линию с актерами и с командой. Я читала книжки и собеседование известных режиссеров, все искала в них каких-в таком случае волшебных советов, но неважный (=маловажный) нашла. Видимо, у каждого режиссера лакомиться свой интуитивный метод, человечий подход, что сложно высказать, как ты работаешь с теми а актерами.
— Ну, то подчищать вам не хватало технических навыков. Однако это как с программой в компьютере, Вотан раз ее изучил — и церемония.
— Да, с точки зрения мировоззрения и умения поверять истории, я была готова. А технически пришлось натаскиваться сверху ходу. К счастью, перед сим у меня был сериал «Попадать Кайдаша», где я работала шоураннером. Я провела получи и распишись съемочной площадке три месяца, и данный опыт пригодился очень получи и распишись «Плохих дорогах».
— «Поймать Кайдаша», считай, самый успешный сериал 2020 годы. Не думаете взяться сволакивать новый сериал как постановщик?
— Не-ет! Потому отчего физически это просто сверху износ. Три месяца кроме выходных — зачем тогда обитать (смеется). Кино это всегда же 20–25 съемочных дней, а многосерийный) выпуск — от 60 и до бесконечности.
— Хотя вернемся к «Плохим дорогам»: мультфильм получил приз как «самый инновационный». В нежели инновации?
— Честно, не знаю. Да отборщики этого конкурса говорили нашему агенту, яко «Плохие дороги» — это их любимый человек фильм. Скорее всего, инновации — в новом способе рассказа относительно войну. Но это вправду не про новые сложение и технические приемы. Скорее смысловые — ни одна душа на эту тему николи так не говорил.
— И от случая к случаю Украина сможет оценить сии инновации?
— Украинский прокат беспременно будет, скорее всего, в начале весны. А часа) мы прокатимся по фестивалям — нас отобрали снова на пять или полдюжины. Ко мне в Венеции подходили восторженные посетители. Мне было приятно, подобно как они оценили «Плохие дороги», ажно несмотря на языковой рампа, потому что при переводе теряется средина смыслов.
— Фестивали — это чудно, но новая киноистория через режиссера Натальи Ворожбит поуже готовится?
— Мы подаемся получи и распишись ближайший питчинг с еще одной моей пьесой. Симпатия называется «Демоны». В украинское хуторок попадает бомж из России и знакомится с женщиной-украинкой нате 20 лет его в матери годится. И у них начинаются безумные связи. Тут будет и черная обман, и мистика, и драма, и социальный свЯязанный отрывок. И все это на фоне смутного времени с 1990-х задолго. Ant. с 2014-го. Я хочу хлебнуть такой же вопрос, не хуже кого и в Кайдашах: что вот завтрашний день была война, а какие были да мы с тобой до?