В Москве показали Италию Достоевского

фото: Ксения Коробейникова

Первое. Италия стала первой страной, куда Достоевский выехал за рубеж. Был здесь трижды. В 1862 посетил Турин, Флоренцию, Милан и Венецию. Из воспоминаний его сопровождающего философа Николая Страхова узнаем, что поездка носила туристический характер. Через год возвращается, но уже с возлюбленной, молодой писательницей Аполлинарией Сусловой. Они проехали страну с севера на юг: Турин, Рим, Неаполь, Ливорно. Суслова писала в дневнике, что во время поездки Достоевский высказал ряд мыслей, которые впоследствии нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

фото: Ксения Коробейникова

Самым продолжительным было третье пребывание в Италии. Оно продлилось почти год: Федор и Анна Достоевские путешествовали с сентября 1868 по август 1869. Во Флоренции он завершил «Идиота», обдумывал план несостоявшегося романа «Атеизм». Из Италии Достоевские привезли открытки с репродукциями картин знаменитых мастеров и фотографии видов. Позже Анна Достоевская, формируя коллекцию музея Достоевского, дополнила своё собрание художественными фотографиями большого размера с пейзажами Флоренции, Милана, Венеции. Часть из них представлена на выставке.

фото: Ксения Коробейникова

Второе. Достоевский запредельно популярен в Италии. Роман «Преступление и наказание» входит в школьную программу. В то время как в России министр культуры Владимир Мединский высказывался о его исключении из школьного перечня литературы. В Италии произведения Достоевского экранизируют и ставят в театрах. Во Флоренции на доме, в котором он жил и писал роман «Идиот», установлена мемориальная доска. Его именем названа улица в Милане. Недавно президент Италии Серджо Матарелла на вопрос корреспондента, какие книги он бы порекомендовал читать молодым итальянцам, назвал романы Достоевского. Интервью журналист озаглавил цитатой: «Начинайте с Достоевского, ребята…».

Третье. Фотохудожник Давидэ Костантини посетил в 2014 году московский музей Достоевского, вернулся на родину и создал серию работ в технике One Up Art. Не путайте его с Поп-артом. Для итальянца важно, что его техника родилась в России, а не в Америке. Итальянский критик Филиппо Паганини оценил серию работ, выполненных в One Up Art: «В длинном путешествии между фантазией и реальностью Костантини проецирует изображение Достоевского на различных уголках Италии. Они озаряются. Превращаются в чувственный калейдоскоп. Цифровая технология преображает их до эстетически неповторимого действа».

Как это выглядит? На фотографиях с местами, где побывал писатель, изображен сам Достоевский. Его портреты наложены на виды Флоренции, Милана и Рима. Работ не больше 20. Самая любопытная из них – с двумя Достоевскими: один без лица, другой с лицом. Оба органично вписались на кирпичных стенах миланского собора. Костантини объяснил «МК» идею этой фотографии: «Тот, что без лица – это Достоевский до обретения Православия, а с лицом – после встречи с Богом, который осветил лицо писателя».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.