Влияние христианства на становление славянской культуры

Вeликий князь Влaдимир I (980-1015) прeкрaснo пoнимaл рoль и знaчeниe рeлигии кaк силы, укрeпляющeй и пoддeрживaющeй цeнтрaльную влaсть в гoсудaрствe. Пeрвoнaчaльнo Влaдимир пытaлся сoздaть чeткую иeрaрxию срeди язычeскиx бoгoв дрeвниx русичeй, тaкoй пaнтeoн, кoтoрый бы oтрaжaл влaстную свeтскую иeрaрxичeскую структуру. Oн, вoзмoжнo, интуитивнo стрeмился пoстaвить одного главного бога над всеми, подобно великому князю, стоящему над другими родовитыми боярами.
Практически все европейские государства к тому времени приняли христианство, большинство азиатских стран, с которыми граничила Русь, вошли в орбиту исламского мира. Таким богом являлся Перун. Практически весь цивилизованный мир исповедовал монотеизм, и только русичи — многобожие. Но язычество уже не удовлетворяло внешнеполитическим интересам. Идолу, изображающему Перуна, установленному на одном из холмов в Киеве, даже позолотили усы и посеребрили волосы.
Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необыкновенно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. Первая сводится к тому, что христианство поддерживало и укрепляло центральную власть. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским. К внешнеполитическому аспекту надо отнести стремление Руси влиться в европейскую семью народов как равноправное государство. Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. Можно выделить две основные причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю. В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению».
В Киев, Новгород, Смоленск приезжало достаточно иностранцев. Многие иностранцы оставались там на долгое время. Несмотря на то, что существует предание о выборе Владимиром религии для Русского государства из иудаизма, ислама, западной и восточной моделей христианства, мало вероятно, что Владимир посылал послов в различные страны для того, чтобы они ознакомились поближе с особенностями и характеристиками той или иной религии. Об этом свидетельствуют названия кварталов в крупных городах, где было разрешено жить иностранцам, — гостиные дворы.
Для имитации старинных вещей и картин современные художники используют специальные декоративные краски, при помощи которых можно имитировать почти любую поверхность, от дерева и металла до шёлка и бархата.
Своеобразным ритуалом в Древнерусском государстве стали совместные трапезы князя и дружинников — пиры, они превратились в традицию, обычай, и отказаться от этого без утраты части княжеского авторитета было невозможно. Очевидно, что Владимир вел серьезные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Но все же изначально Владимир склонялся к христианству, так как Русь тяготела к Европе гораздо больше, чем к Азии. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем. Тут стоит отметить внешнюю сторону высказывания Владимира, что «питие есть веселие Руси».
Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г. Но с Византией Русь связывали гораздо более крепкие многовековые узы, чем с Римом. Всего было 8 войн между Киевской Русью и Византией. Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в. Ежегодно купцы прибывали из Киевской Руси и до осени вели оживленную торговлю в Константинополе. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необыкновенно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отверг его западную модель. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии.
988 год считается официальной датой принятия христианства на Руси. Византия сама активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту ее политического влияния. Считается, что Владимир, получивший при крещении имя Василий, крестился в Херсонесе, который он захватил у Византии, в 988 г. Но политические цели пришли в противоречие с династическими, что, видимо, на год или два задержало принятие (введение?) христианства на Руси.
В начале XI в. Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г. Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературе, многочисленных ремеслах. на Афоне в Византии был основан русский монастырь, который стал одним из проводников русско-византийских культурных связей. Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перекинуть династический мост между античностью и Киевской Русью. Широкий доступ на Русь для высокой византийской культуры был открыт.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.