Фото: пресс-служба артиста
В течение долгих лет после того, как окончательно распались легендарные «Звуки Му», артиста можно было увидеть только в кинофильмах и на театральных подмостках, но совсем недавно он решил собрать группу из молодых музыкантов, не мудрствуя лукаво, назвал ее «Совершенно Новые Звуки Му» и сделал с ней программу «Приключения Незнайки». За несколько показов она обросла новыми деталями, подробностями, и на прошлой неделе рок-авангардист показал ее в одном из столичных театров в честь своего 65-летия.
Зрители слышат звуки в темноте, свет постепенно зажигается, из-за кулисы высовывается кривая нога, потом рука, голова — Петр Мамонов крадется на сцену с деревянной доской, болтающейся на шее. Оказывается, что это перкуссионный инструмент, с которым артист совершает на первый взгляд безумные манипуляции, бьет по нему микрофоном, извлекая нужное ему звучание. Подобных эпизодов в музыкальном спектакле Мамонова очень много. Каждый жест и каждый звук, каждое появление и исчезновение его музыкантов со сцены оправданны. Партитура не иллюстрирует «Незнайку» в специфическом прочтении, но создает атмосферу: в программе есть и лирические темы, и музыкальные боевики, и что-то похожее на хоррор. Сам виновник торжества тоже может создать устрашающий вид, изображая доктора Пилюлькина как зомби-робота, или заставить зрителей засмеяться, показывая, как Незнайка пытается сочинять стихи. Отрывки из сказки чередуются с авторскими композициями Мамонова, в которых он то поет, то бормочет, как будто читает заклинание, про каких-то старух, гробы, воду, стекающую в воронку на дне ванной, читает стихи про одиночество человека во вселенной и умирающую реку. Чтобы понять, как эти экзистенциальные причуды перекликаются с шутливыми историями про жителей Солнечного города, нужно, кажется, быть автором программы — настолько необъяснимы порой пугающие и всегда интригующие мамоновские миры.
Хотя группа «Звуки Му» и входила в Московскую рок-лабораторию, назвать творчество ее основателя просто роком язык не поворачивается, настолько не вписывается оно в привычные рамки. Сумасшедшая лирика в нем сплетается с диковинными звуками, резкими жестами, сюрреалистическими мыслями и элементами перфоманса. Причем образ городского сумасшедшего — не придуманный, Петр Мамонов всегда казался окружающим не от мира сего. Причуды начались с детства: несмотря на наличие интеллекта и хорошее происхождение (артист родом из интеллигентной семьи — его отец был инженером, специалистом по доменным печам, а мать — переводчицей со скандинавских языков), его дважды выгоняли из средней школы за то, что он «устраивал цирк». По воспоминаниям друзей, музыкант всегда был очень пластичным, любил и умел отлично танцевать, эпатировал окружающих, всегда вызывая к себе интерес. До «Звуков Му» у него была команда «Экспресс», исполнявшая сильно искаженные хиты Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. «Звуки Му» появились значительно позже (первый большой концерт состоялся в 1984 году). Потом было вступление в Московскую рок-лабораторию, эксперименты — удачные и не очень, постоянные гастроли, в том числе и по дальнему зарубежью. После ряда концертов во Франции, Германии, Великобритании и Америке команда распалась, потом — собралась снова и окончательно прекратила свое существование в 1996-м. Однако увлекательная творческая история Петра Мамонова на этом не закончилась. Уже почти 30 лет он играет в театре и кино. В фильмографии артиста около 20 картин, в которых он исполняет самые разноплановые роли — от алкоголика-саксофониста в «Такси-блюзе» до монаха Анатолия в «Острове» и Ивана Грозного в фильме «Царь». Особые отношения сложились у Петра Николаевича и с театром: с начала 90-х он прославился своими яркими моноспектаклями, среди которых были такие работы, как «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин». Все они сильно выбиваются из общего российского театрального контекста, как и песни Мамонова — из музыкального. Харизма Петра Мамонова уникальна, сравнить этого персонажа можно разве что с Олегом Гаркушей из «АукцЫона», но для первого, кажется, границы между сценой и закулисьем не существует: в обычной жизни он удивляет окружающих не меньше, чем на своих концертах.