Фото: Андрей Фефелов.
Владимир Бондаренко — известный литературный критик, журналист, публицист. Надо ли добавлять определения? В Википедии о нём написано «российский». Прежде таких не было вообще. Кого ни возьми (хоть великого журналиста Власа Дорошевича — публициста, критика) — про всех писали «русский». Сыр был российский, а писатели, художники, композиторы были русские. Бондаренко и сам так думает. Свидетельство — его книга «Бродский. Русский поэт».
…Сейчас трудно поверить, трудно представить, как мы были едины (при всех разногласиях). Вот подтверждающий документ — журнал «Современная драматургия» №2 за 1987. Редколлегия: Николай Мирошниченко (главред), Владимир Бондаренко, Инна Вишневская, Игнатий Дворецкий, Олег Ефремов, Борис Любимов, Виктор Розов, Михаил Рощин…
Те, кто помнят — те поймут, что сегодня вряд ли бы эти люди (будь они живы) могли оказаться рядом.
В том номере журнала напечатан «Самоубийца» Николая Эрдмана — великая пьеса, опубликованная впервые через 60 лет после создания! Рядом — какая-то пьеска Анатолия Софронова (кто помнит — тот поймёт).
В том номере статьи Марины Дмитревской, Константина Рудницкого (кто помнит — тот поймёт). В том номере моя заметка «…не быть?» (с маленькой буквы, потому что это вторая половина гамлетовского вопроса). Острокритическая заметка о постановках пьес Шекспира: Москва (Ленком), Рига, Каунас, Киев… Но никто не сказал, что это, мол, антиленкомовская статья или антиприбалтийская, или антиукраинская. И пробить в печать этот текст изо всех сил помогал Владимир Бондаренко.
Зачем он это делал? Зачем ссорился с (скажем мягко) очень непростыми и очень заслуженными людьми? А просто текст ему почему-то понравился, и этого было довольно, и никакие лагеря не имели значения.
Прошло 30 лет. Владимир Бондаренко всё тот же. Главное для него — текст. Поздравляем!