Как создавались музеи в Голландии

В Гoллaндии нe сущeствoвaл кoрoлeвский двoр, и нe былo aристoкрaтии, кoтoрaя бы стрeмилaсь кoллeкциoнирoвaть xудoжeствeнныe прoизвeдeния, чтoбы утвeрдить свoй прeстиж. Имeннo тaк вoзник Лувр вo Фрaнции, Вeнский музeй в Aвстрии и Эрмитaж в Рoссии. Тaм пoлoтнo или скульптурa xрaнились, нeзaвисимo oт измeнeния вкусoв. В другиx гoсудaрствax Eврoпы зaкaзы xудoжникaм чaстo дaвaлa цeркoвь.
 
В стрaнe инoгдa вoзникaли крупныe чaстныe кoллeкции, нo пoслe смeрти кoллeкциoнeрa oни рaспaдaлись. Инoгдa oни были цeнными прoизвeдeниями и в XIX – XX вeкax нoвый влaдeлeц пeрeдaвaл иx в музeй. В бюргeрскиx дoмax сoxрaнялись тoлькo сeмeйныe пoртрeты.
В XVIII вeкe сoздaются тaк нaзывaeмыe «кaбинeты искусств».
В 1800 гoду открывается художественная галерея, а в 1801 году выходит краткий каталог. Но в других дворцах Оранских оставалось ещё много полотен, которые в то время можно было приобрести буквально за копейки. Картины из Гааги были отосланы в Париж, а не оставшаяся часть была продана. В 1795 г. французы вступили на территорию Голландии.
В 1808 г. Людовик дал согласие, чтобы огромный холст знаменитого художника Рембрандта остался на своем привычном месте. Здесь к его услугам было предоставлено великолепное здание ратуши, которое быстренько освободили от служащих, но некуда было девать картины, которые находились в одном из залов. король Людовик-Наполеон Бонапарт переезжает из Гааги в Амстердам. Это были картины известных мастеров, в числе которых и «Ночной дозор».
В 1809 г. Назначенный директором музея, Корнелис Апостол приобрёл полотна из частных коллекций. музей опубликовал каталог с описанием 460 картин. Людовик-Наполеон во дворце создает музей, в который Амстердам передал 8 групповых портретов, а национальная художественная галерея перевезла ещё несколько картин.
После этого Нидерланды были включены в состав Франции, правительство которого не интересовал амстердамский музей, денег для приобретения новых произведений в казне не было. Здесь их и обнаружил, возвратившийся в 1813 г. В 1810 г. на родину сын ранее изгнанного Вильгельма V, который вскоре был провозглашен королем Вильгельмом I. Новый правитель выступил против того, чтобы в его резиденции находился музей. Полотна известных художников мирно висели на своих местах. король отказался от престола, повинуясь требованию своего брата.
Здание переделывают и в 1817 г. в нём открылся знаменитый Рейксмузеум. Картины перемещают в Триппенхейс – особняк, построенный в 1662 году архитекторами Вингбонсами.
в Гааге. Здание возводилось по плану ван Кампена для одного из принцев Оранских. В это время правительство добилось возврата из Франции многих художественных ценностей. Он был размещен в величественном Маурицхейсе, строительство которого продолжалось более десяти лет и завершилось в 1644 году. В основном это были полотна из коллекции Вильгельма V, которые и стали основой музея, открывшегося в начале 1822 г.
Он завещал 1193 картины, но только 240 были признаны достойными экспозиции. Однако были слухи, что в коллекцию попадали картины невысокого качества, да ещё снабженные поддельными подписями известных живописцев. в здании музея произошло возгорание, пламя уничтожило много предметов, сохранилось лишь несколько картин. В XIX веке житель Утрехта господин Бойманс собрал большую коллекцию художественных произведений. Коллекционер оскорбился, и, завещал свою коллекцию Роттердаму, поставив лишь одно условие: музей будет носить его имя. Поэтому градоначальник отказал Боймансу, который пожелал продать коллекцию городу. В 1864 г.
Руководство магистрата Гарлема также приняло решение основать свой музей. несколько картин Франса Хальса, которые и стали основой собрания, определив его направление. В собственности города находилось огромное количество групповых портретов, в т.ч. Музей открылся в 1862 г.
Роттердамский и Гарлемский музеи – городская собственность и подчиняются только магистрату.
Довольно часто здесь размещены материалы по истории города и полотна, представляющие исторический интерес. Например, в музее Лейдена можно увидеть одно из крупных произведений голландской живописи XVI столетия – всемирно известный алтарный триптих Лукаса ван Лейдена с изображением Страшного суда. Такой состав коллекций характерен для музеев в Голландии. В экспозиции Гарлемского музея в основном произведения местных художников. Но в каждом из музеев есть десятки картин, которые имеют национальное или мировое значение. Музей Роттердама – исключение среди городских музеев, здесь большое разнообразие коллекций и гигантский размах выставочной деятельности.
В начале ХХ в. основано Рембрандтовское общество – специальная организация, которая собирает денежные средства для музеев. Музеи Нидерландов создавались на рубеже XIX – ХХ веков по инициативе местной интеллигенции. К ним принадлежат: Рейксмузеум и Маурицхейс, хотя они были основаны по указу правителей Франции и Голландии. Жертвуют картины или деньги на их приобретение. Многие крупные приобретения и в наши дни происходит при помощи этого общества. В прошлом столетии собраний происходило за счет частных пожертвований.
Сложились неповторимые коллекции гравюр и рисунков. Появились и произведения итальянцев и французов. Покупаются полотна также уникальных мастеров так называемого «золотого века», сформированы разделы искусства Голландии с XV по XIX век. В Амстердаме и Гааге открылось несколько новых музеев, которые посвящены искусству XIX-XX вв. Руководителями музеев становятся известные учёные-искусствоведы. собрание музеев состояло практически из полотен мастеров XVII столетия. В XIX в.
В 1945 г. Госслужба, занимающаяся распространением художественных произведений. Власти Нидерландов стремятся вернуть увезенные в Германию художественные ценности, принадлежащие музеям и частным лицам. возникла т.н.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.