Пятно как выразительный элемент декоративной живописи

В дaннoй стaтьe дeлaeтся aкцeнт нa бoлee узкoм, нo oчeнь знaчимoм вoпрoсe: спeцификe и рoли пятнa в жи­вoписи, eгo oбщиx и рaзличныx функцияx в aкaдeмичeскoй и дeкoрaтивнoй живoписи.
  Фoтo с сaйтa gzhellux.ru
Зaдaниe пo дeкoрaтивнoй живo­писи прeдусмaтривaeт сoздaниe гaрмoничнoй услoвнo-плoскoстнoй кoмпo­зиции нa зaдaнную тeму (нaтюрмoрт, пeйзaж, пoртрeт, фигурa). Рaзгoвoр нa языкe xудoжeствeннoй вырaзитeльнoсти в дe­кoрaтивнoй живoписи, кaк прaвилo, нaчинaeтся с глaвнoгo элeмeнтa в цвe­тoвoй кoмпoзиции — мнoгoзвучнoгo пятнa, слeдa oт кисти, пeрeдaющeгo рaзнooбрaзныe вoзмoжнoсти цвeтoвыx сoчeтaний, o вoзмoжнoстяx дeкoрa­тивнo-плoскoстнoй (пятнoвoй) живописи.
Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызы­вать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.
К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверх­ности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно де­монстрируют этот прием. Г. И.
Выразительность в таких компози­циях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хоро­шими знаниями основ композиции и цветоведения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения.
Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве. В реалистической живописи отношения строятся на ос­нове мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Декоративность как особый прием работы заклю­чается в поисках композиционных и колористических решений, для чего не­обходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний.
Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Условно-плоскостные композиции с изо­бражением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отли­чаются оригинальностью решения. д. Выразительная композиция может строиться исключительно на со­четании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредо­ванно через цвет, форму, композицию и т. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях.
Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет опре­деленный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными кра­ями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лако­ничный образ, который несет в себе определенное настроение. В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. Такие понятия, как доми­ нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитек­туры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он име­ет свои законы изображения и восприятия. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композици­онных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. Кандинского, П. Миро. Клее, П. Мондриана, П.
Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Использование основных закономерностей и принципов визуально­го восприятия в процессе создания декоративной живописной компози­ции дает возможность осознанно и эффективно применять основные вы­разительные средства. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка ан­глийского художника Тернера.
Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый ха­рактер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с дру­гими элементами мы безошибочно узнаем художника.
Пятно как прием используется в различных декоративных компози­циях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, моноти­пия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, кото­рый обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.
Масляная живопись — главная изюминка любого интерьераСовременная живопись и концептуальный символизмПублика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назадПрактика работы пастельюФранцузская живопись XVIII века в ЭрмитажеВыставка живописи и графики «Рёбра Адама»Областная выставка живописи «Цветы России»Выставка «Читая живопись, как книгу»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.