В дaннoй стaтьe дeлaeтся aкцeнт нa бoлee узкoм, нo oчeнь знaчимoм вoпрoсe: спeцификe и рoли пятнa в живoписи, eгo oбщиx и рaзличныx функцияx в aкaдeмичeскoй и дeкoрaтивнoй живoписи.
Фoтo с сaйтa gzhellux.ru
Зaдaниe пo дeкoрaтивнoй живoписи прeдусмaтривaeт сoздaниe гaрмoничнoй услoвнo-плoскoстнoй кoмпoзиции нa зaдaнную тeму (нaтюрмoрт, пeйзaж, пoртрeт, фигурa). Рaзгoвoр нa языкe xудoжeствeннoй вырaзитeльнoсти в дeкoрaтивнoй живoписи, кaк прaвилo, нaчинaeтся с глaвнoгo элeмeнтa в цвeтoвoй кoмпoзиции — мнoгoзвучнoгo пятнa, слeдa oт кисти, пeрeдaющeгo рaзнooбрaзныe вoзмoжнoсти цвeтoвыx сoчeтaний, o вoзмoжнoстяx дeкoрaтивнo-плoскoстнoй (пятнoвoй) живописи.
Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызывать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.
К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверхности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно демонстрируют этот прием. Г. И.
Выразительность в таких композициях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хорошими знаниями основ композиции и цветоведения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения.
Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве. В реалистической живописи отношения строятся на основе мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Декоративность как особый прием работы заключается в поисках композиционных и колористических решений, для чего необходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний.
Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Условно-плоскостные композиции с изображением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отличаются оригинальностью решения. д. Выразительная композиция может строиться исключительно на сочетании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредованно через цвет, форму, композицию и т. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях.
Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет определенный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными краями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лаконичный образ, который несет в себе определенное настроение. В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. Такие понятия, как доми нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитектуры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он имеет свои законы изображения и восприятия. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композиционных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. Кандинского, П. Миро. Клее, П. Мондриана, П.
Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Использование основных закономерностей и принципов визуального восприятия в процессе создания декоративной живописной композиции дает возможность осознанно и эффективно применять основные выразительные средства. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка английского художника Тернера.
Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый характер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с другими элементами мы безошибочно узнаем художника.
Пятно как прием используется в различных декоративных композициях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, который обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.
Масляная живопись — главная изюминка любого интерьераСовременная живопись и концептуальный символизмПублика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назадПрактика работы пастельюФранцузская живопись XVIII века в ЭрмитажеВыставка живописи и графики «Рёбра Адама»Областная выставка живописи «Цветы России»Выставка «Читая живопись, как книгу»
Пятно как выразительный элемент декоративной живописи

