Летописание на Руси

Пeрвыe пoгoдныe зaписи oтнoсятся eщe к IX в., иx извлeкли из бoлee пoздниx истoчникoв XVI в. Oни вeсьмa крaтки: зaмeтки в oдну, двe стрoки. Сaмым зaмeчaтeльным явлeниeм дрeвнeрусскoй литeрaтуры были лeтoписи.
Лeтoписцaми стaнoвились люди рaзныx вoзрaстoв, и нe тoлькo мoнaxи. Eгo сoстaвитeли oписaли сoбытия IX-X вв., стaринныe легенды. Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 — 1965). Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан.
Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов. освещал как очевидец. закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему.
Летописанием занимались и светские люди. 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (ок. В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам. Всего «путей» — походов, в которых он участвовал, было 83. Например, великий князь Владимир Мономах.
летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев. Даниил Заточник был прекрасным знатоком русского быта, хорошо знал церковную литературу, писал ярким и красочным литературным языком. В XII в. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как в древности разбивали младенцев о камень». Прослеживается социальный заказ их покровителей. Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. Считают, что ему принадлежат два произведения — «Слово» и «Моление». Самым загадочным автором в XII-XIII вв. был Даниил Заточник. О себе он сказал следующее: «Был язык мой, как трость книжника-скорописца и приветливы уста мои, как быстрота речная.
В нем описываются многие южные народы, но в основном жители Индии. «Хождение» А. Наиболее выдающимся произведением этого жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, составленное в виде дневника. Во-первых, это повествования паломников, осуществлявших свои «хождения» в Палестину и Парьград (Константинополь), но постепенно стали появляться и описания западноевропейских государств. Никитина продолжительностью в шесть лет состоялось в 70-х гг. Одним из первых было описание путешествия Даниила — игумена одного из черниговских монастырей, который посетил Палестину в 1104- 1107 гг., проведя там 16 месяцев и участвуя в войнах крестоносцев. Отдельно надо выделить и жанр «хождений», описывающих путешествия наших соотечественников за рубеж. XV в.
Здесь можно выделить Киево-Печерский патерик, представляющий собой сборник рассказов о монахах этого монастыря. Очень интересна «житийная» литература, так как в ней, кроме описания жизни канонизированных лиц, давалась правдивая картина жизни в монастырях. Описывались, например, случаи взяточничества за получение того или иного церковного сана или места и др.
Самые последние модные тенденции этого года на модном портале «Леди-Гламур».
Этой поэме подражали современники, ее цитировали псковичи уже в начале XIV в., а после победы на Куликовом поле (1380) в подражание «Слову…» была написана «Задонщина». Всемирно известным произведением древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», дату написания которого относят к 1185 г. Игорь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, не стал объединяться с великим князем Всеволодом Большое Гнездо и был разбит. «Слово…» создано в связи с походом северского князя Игоря против половецкого хана Кончака. И вновь, как и в былинах, здесь речь ведется об обороне, а не об агрессии и экспансии. Идея объединения накануне татаро-монгольского нашествия проходит через все произведение.
В 1392 и 1408 гг. А в середине XV в. появляется «Хронограф», представляющий, по сути, первый опыт написания всемирной истории нашими предками, причем в «Хронографе» была дана попытка показать место и роль Древней Руси во всемирно-историческом процессе. Со второй половины XIV в. создаются Московские летописные своды, носящие общерусский характер. все большее значение приобретает московское летописание.
Автор текста: М. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.