Появление русского былинного эпоса

В связи с принятиeм xристиaнствa и с aктивизaциeй мeждунaрoдныx связeй пoявилoсь мнoжeствo пeрeвoдoв с грeчeскoгo, лaтыни и дрeвнeeврeйскoгo. Нaчaли сoздaвaться и oригинaльныe русскиe литeрaтурныe прoизвeдeния.
Нeoрдинaрнoй фигурoй, прoдвинувшeй впeрeд русскую культуру, являлся вeликий князь Ярoслaв (1019-1054), кoтoрый дaжe пoлучил прoзвищe Мудрый. Oтвeтствeннoсть пeрeд зaкoнoм зaвисeлa oт сoциaльнoгo пoлoжeния чeлoвeкa, нo не от его происхождения и веры. Характерной чертой Русской Правды было отсутствие смертной казни, введенной впоследствии. Ограничивалась кровная месть. Отныне на Руси на основании закона, а не традиции, не права сильного регулировались взаимоотношения в государстве. К наиболее значимым его начинаниям необходимо отнести начало формирования законодательства, названного Русской Правдой. Определялись штрафы (виры) за те или иные преступления.
Похоронен Ярослав Мудрый в Софийском соборе, где он назван «цесарем» — царем. При Ярославе появились первые монастыри, в частности будущая Киево-Печерская лавра (Печерский монастырь). При нем, по просьбе его сестры, была открыта школа для девочек, что было большой редкостью и для Европы вто время. Первым русским митрополитом стал сподвижник Ярослава — Иларион. Ярослав, сам знавший шесть иностранных языков, поощрял изучение наук. Именно при Ярославе Мудром Русь заявила о своей церковной самостоятельности. Сам Ярослав Мудрый был библиофилом, огромное количество книг закупалось и привозилось в Киев из Византии, в монастырях работали переписчики. Впервые митрополит был не прислан из Византии, а поставлен великим князем из русского духовенства. Летописец Нестор отмечал, что христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться». Была создана первая библиотека при соборе Святой Софии. В «Повести временных лет» он сравнивался с сеятелем, который «засеял книжными словами сердца верующих людей».
Все они являются защитниками Русского государства. В былинах об Илье Муромце повествуется о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем Поганым. Богатыри воплощали в себе лучшие человеческие качества: патриотизм, честность, смелость, верность, силу. Рядом с ним лукавый, любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. В X в., когда шел процесс усиления государства, возник героический былинный эпос. Постепенно выработался определенный напевный стиль при передаче былин, или старин.
Эти былины знакомят с жизнью Новгорода. Другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, который верит только в собственную силу и смелость. Гусляр Садко покоряет своей игрой морского царя.
Среди них и сам князь Владимир, и Полкан Полканович, и Марья Лебедь Белая, и др. Труд земледельца нашел свое отражение в былинах о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой. Он входил в дружину сына Святослава Олега, воевавшего с варягами в 975 г. Но былинных персонажей неизмеримо больше, чем богатырей.
В былинах нашла отражение и русская история. Одно из отличий былины от летописи заключается в том, что в летописях, которые очень сильно реагировали на социально-политическую ситуацию в стране, судьба Руси в сложные, переломные моменты зависит от киевского князя, а в былине — в минуту опасности защитниками Родины становятся богатыри из народа.
Былинный цикл посвящен князю Владимиру Красное Солнышко, оборонявшему Русь от завоевателей. Сейчас записано около 3 тыс. Другой цикл посвящен Владимиру Мономаху и его борьбе с половцами. Записывать былины начали с XVII в. былин, но сколько их было в те времена, сказать невозможно.
Шикарная свадьба во дворце в русских традициях.
Сюжетов, общих с европейскими, в былинах много. И здесь и там идет борьба с иноплеменниками. Еще в раннее Средневековье можно увидеть различие с западноевропейским эпосом, где воспеваются борьба за славу и драгоценности, за верность вождю, кровная месть. В древнерусском эпосе эти темы не стали определяющими. В отечественных былинах полностью отсутствует идея религиозной войны, впрочем, также нет и идей расовой непримиримости и вражды. Но прослеживается и значительное отличие русского эпоса от эпоса раннего европейского Средневековья. Но на Руси основная идея былин и древнерусских летописных повестей — освобождение, а в рыцарских хрониках — завоевание, крещение иноверцев. На Западе девиз «Кто не убит, тот окрещен», а на Руси — «Вот постойтетко за веру, за отечество, Вот постойтетко за славный стольный Киев-град».
Они — духовные богатыри. Испокон веку было принято помогать каликам и кормить их ради Христа, так как они шли поклоняться Гробу Господню в Иерусалим. Это не случайно, потому что психологический мир былинных героев включал в себя понятия осознания и искупления грехов. Оно само по себе приравнивалось к подвигу. Из этих героев можно назвать Дмитрия Солунского, Анику-воина, Алексея Божьего человека и др. Калики не только не противопоставлялись богатырям, но часто сами являлись богатырями. Идет, таким образом, приравнивание духовного подвига к ратному. В тот период времени каликами называли паломников в Святую землю. Паломничество было традиционной формой искупления. Большое место в былинах отводится каликам перехожим.
Автор текста: М.В.Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.