Появление иконописи

Для укрaшeния чaстo испoльзoвaлся гeoмeтричeский oрнaмeнт. дaжe зoлoтыe фoны смeнились крaсными, синими и жeлтыми. В XIV в., xoтя у нoвгoрoдцeв и слoжилaсь ужe живoписнaя мeстнaя шкoлa, oни испытaли знaчитeльнoe влияниe Фeoфaнa Грeкa (1340 — 1405). Икoны были oчeнь крaсoчны, чтo кaк бы бoлee пристaлo нaрoднoму искусству. Вмeстe с тeм, чeм дaльшe oт митрoпoличьeй кaфeдры нaxoдилoсь княжeствo, тeм сильнee тaм были нaрoдныe элeмeнты в живoписи. В XIII в. Oн рaсписaл в Нoвгoрoдe цeркoвь Спaсa Прeoбрaжeния. Тaк, нaпримeр, для Нoвгoрoдa xaрaктeрнa былa склонность к простоте и наглядности изображения.

Софии в Киеве есть фреска с изображением дочерей князя Ярослава Мудрого, а на северной — его сыновей. Строгая канонизация живописи вела к тому, что существовала большая зависимость от византийских образцов, это сковывало развитие живописи в отличие от архитектуры. Изображены типично русские (не византийские) приемы охоты. На южной стороне центрального нефа собора Св. Особое место в Софийском соборе занимает и орнамент. На стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на медведя, барса, волка. Средневековое творчество тяготело к анонимности, ведь важно было не имя мастера, а предмет изображения. На западной стороне находится изображение самого князя с моделью храма в руках. Нельзя забывать и о том, что работа над иконой часто была коллективной. Но там были сделаны и сугубо светские росписи. История иконописи сохранила немного имен художников. Мозаики и фрески Софийского Киевского собора служат подтверждением вышесказанному.
Все изображение было пронизано этим светом, фигуры не отбрасывали тени, ибо в Царстве Божием теней нет. Православная церковь никогда не позволяла писать иконы с живых людей и требовала четкого соблюдения канона. Эти закономерности должны были четко отделять горний мир от дольнего, земного. Икону надо было уметь читать, она была полна смысла для средневекового человека. Условный золотой фон символизировал божественный свет. Она была плоскостная, имела обратную перспективу, означающую неподвижность и вневременность. Все в них должно было направлять мысли верующих к горнему миру. Иконы назывались «богословием в красках».
«Мерцающая живопись» — мозаика отходит вместе с закатом Киевской Руси. В этот период можно выделить две тенденции в развитии живописи. Для удельных князей это было слишком дорогостоящее дело. Из-за возрастания влияния церкви ужесточается цензура за соблюдением канона. Во времена феодальной раздробленности (XII -XV вв.) начинают формироваться местные художественные школы. Это можно объяснить усилением борьбы с языческими традициями. Образы святых становятся все более суровыми, отвлеченными.
Деисус Успенского собора Московского Кремля, выполненный в середине XII в., считается одним из первых. Московская школа начинает формироваться, разумеется, позже новгородской. Центральной всегда оказывалась фигура Христа. Для этих икон характерна, возможно, даже излишняя символичность, потому что они должны были восприниматься с расстояния. Здесь основной иконописной темой было спасение человеческого рода. Во Владимиро-Суздальской живописи огромное значение имело изображение Деисуса (моления Богоматери и Иоанна Предтечи перед Христом за христиан). в основном пишутся иконы для иконостасов, они были укрупненной формы. С XV в.
Композиция разворачивается не вглубь, а в стороны. К особенностям этого вида живописи надо отнести символизм иконописного изображения, а также то, что изображение не имеет на иконах третьего измерения. Одна из отличительных черт русской живописи — абсолютное преобладание иконы — не только в период Древней Руси, но и практически во все Средневековье. Отсутствие глубины делалось для того, чтобы обособить мир иконы от обыденности.
Самые популярные сериалы онлайн на специализированном сайте.
Автор текста: М.В.Соколова
В иконописи Пскова также прослеживались свои особенности: композиция часто асимметрична, колорит сумрачный, фоны желтые, в пределах одной доски встречалось несколько тем, не всегда связанных между собой. «Северные письмена», выполненные иконописцами Холмогор, Вологды, Великого Устюга, Каргополя, часто неумелы по исполнению, но лучшие из них отмечены наивной выразительностью и декоративной красотой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.