С музыкальной «Авроры» прогремел первый выстрел

Миxaил Бoярский всe с   тeм жe   мoлoдeцким зaдoрoм испoлнил «Гoлубку» из   фильмa «Гaрдeмaрины, впeрeд!» Фoтo: Oксaнa Кoвтун

Гoвoря oб oтeчeствeннoй кинoмузыкe, рaсцвeт жaнрa, кoнeчнo, пришeлся нa   сoвeтскиe врeмeнa, кoгдa сaундтрeки стaнoвились нe   прoстo oфoрмлeниeм, a   сaмoбытными прoизвeдeниями. Вспoмнить xoтя бы музыку Сeргeя Прoкoфьeвa к   «Aлeксaндру Нeвскoму», Дмитрия Шoстaкoвичa к   «Гaмлeту», eгo жe   кoмпoзицию «Нaс утрo встрeчaeт прoxлaдoй» к   фильму «Встрeчный», сoчинeния Исaaкa Дунaeвскoгo, пoзжe — Микaэлa Тaривeрдиeвa, Aлeксeя Рыбникoвa… Пoжaлуй, сaмый извeстный из   ныне живущих кинокомпозиторов — Максим Дунаевский, написавший музыку для картин «Д’Артаньян и   три мушкетера», «Мэри Поппинс, до   свидания!» и   еще более 40 полнометражных лент (все это помимо мюзиклов, поп-оперы «Саломея, царевна Иудейская», песен, написанных специально для многих актеров и   др.). Неудивительно, что именно этот мэтр был выбран президентом премии.

Музыка в современном российском кинематографе никуда не   исчезла, хотя все-таки отошла на   второй план, и   часто в   качестве нее стали использоваться хиты рок-музыкантов (Би-2, «Агаты Кристи», Nautilus Pompilius, Найка Борзова, Бориса Гребенщикова, Гарика Сукачева и   т.д.). Их   пока решили оставить в   стороне и   посвятить первую церемонию лучшим работам прошлого. Начинать с   самых истоков — логично и   справедливо, тем более что представители старой гвардии, которые дожили до   наших дней, уже находятся в   довольно преклонном возрасте, но, к   счастью, пока могут выйти на   сцену за   заслуженными наградами.

Евгений Дога сыграл вальс из кинофильма «Мой ласковый и   нежный зверь». «Люди спрашивают: «Где музыка, где композиторы?» Все есть, но, к   великому сожалению, жажда сделать фильм подешевле лишает картину хорошей и   качественной музыки, — отметил композитор. — Из   экономии ее сейчас пишут и   осветители, и   продюсеры — не   зная нот, не   чувствуя музыку и   даже само киноискусство. Качество фильмов сейчас тоже оставляет желать лучшего: везде стреляют, убивают, а   ведь так хочется видеть на   экране красивую любовь…»

Помимо Доги за музыкальный вклад в   кино были отмечены Владимир Комаров (с его фееричного вальса из   фильма Леонида Филатова «Сукины дети» в   исполнении оркестра и   началась церемония), Исаак Дунаевский, Исаак Шварц, Эдуард Артемьев, Виктор Лебедев, Геннадий Гладков и   Дмитрий Кижаев.

Концерт сложился из набора самых ярких шлягеров. Михаил Боярский все с   тем же   молодецким задором исполнил «Голубку» из   фильма «Гардемарины, вперед!», звезды современного телешоу Мариам Мерабова и   Георгий Юфа — «Ветер перемен» Максима Дунаевского из   «Мэри Поппинс», Анастасия Кипина — «Нежность» Александры Пахмутовой из   «Трех тополей на   Плющихе», Владимир Питериш, идеально копируя оригинальную версию, — «Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова из   «Бременских музыкантов». Последняя история возникла не   случайно: призы на   «Авроре» вручают за   музыку не   только для кино, но   и для анимационных, документальных фильмов, непосредственно картин о   музыке, даже рекламных роликов.

На этот раз победителей наградили в шести номинациях. «Один в   один» признали лучшей музыкальной передачей, фильм Юлии Бобковой об   Олеге Каравайчуке «Последний вальс» — лучшим среди картин о   музыке. Самой достойной среди телевизионных музыкальных лент стала «Она не   могла иначе» Александра Ефремова о   судьбе Валентины Толкуновой, а   из музыкальных фильмов — «Голоса большой страны» Таира Мамедова (неожиданно обойдя даже «Стиляг»). В   середине церемонии на   площадку вихрем вылетел Игорь Корнелюк с   композицией «Город, которого нет», ставшей лучшей песней из   сериала («Бандитский Петербург»). Самой экстравагантной и   неожиданной оказалась номинация «Кино в   музыке»: победил в   ней Леонид Агутин с   клипом «Самба».

Герои вечера рассуждали о том, есть ли   сейчас достойная киномузыка, а   если есть — почему мы не   знаем имен композиторов, сравнивали наследие прошлого с   современными звуковыми дорожками. Михаил Боярский, например, был настроен особенно эмоционально и   даже раскритиковал актуальную терминологию вместе с   поп-старлетками: «Мне очень повезло, что я   работал с   такими потрясающими композиторами, как Максим Дунаевский, Геннадий Гладков, Виктор Лебедев… Это что-то невероятное! Ты влюбляешься, когда Гладков прикасается к   клавишам, тебе не   нужно искать образ д’Артаньяна — он есть в   музыке Дунаевского. Сейчас нет музыки в   кино — есть саундтреки. Вот пусть саундтреки поют бузовы! А   мы будем слушать потрясающее наследие наших кинокомпозиторов».

О справедливости слов главного мушкетера страны, разрыве поколений и о том, чем музыка в   голливудском кино отличается от   российской, «ЗД» решила поговорить с   президентом премии.

Максим Дунаевский: «Это не   просто премия, а   настоящий праздник!» Фото: Оксана Ковтун

Максим Дунаевский: «Мутный поток принес бизнесменов на смену талантам»

— Максим Исаакович, как вы отнеслись к идее создания этой премии?

— Я сразу поддержал инициативу и   считаю, что в   России очень не   хватало такого события. У   нас есть церемонии, которые устраивают радио- и   телеканалы, но   не было настоящей музыкальной премии ни   в области кино, ни   в области театра, как это принято во   всем мире. Так что, думаю, идея ее создания очень правильная, тем более в   ситуации голода, вызванного нехваткой качественной киномузыки у   нас в   стране, который мы сегодня испытываем. Возможно, его не   замечают многие наши продюсеры и   режиссеры, которые просто не   разбираются в   этой сфере, однако и   зрители, и   люди посвященные видят, что уровень музыкального оформления современного российского кино очень низок.

— С чем это связано?

— В 1990-е произошел разрыв поколений. Те события можно описать одной большевистской фразой: «Кто был никем, тот станет всем». Так и   случилось. Если говорить о   кинематографе, то   в него пришли люди, не   имеющие никакого отношения к   кино и   музыке. В   свое время у   нас была потрясающая композиторская школа. Наше поколение было воспитано великими учителями, и   в итоге мы сами, если говорить без ложной скромности, стали мастерами, сделавшими в   70-е и   80-е очень многое в   области музыки для кино и   театра. В   90-е нить оборвалась, а   мы не   успели передать свой опыт и   знания. Почти никто из   нас даже сейчас нигде не   преподает… Не   можем же   мы ходить к   ректорам образовательных учреждений и   проситься: «Возьмите меня педагогом!» В   результате образовалась большая культурная яма, которую сейчас видят все профессиональные музыканты и   друге деятели искусства.

Это касается и режиссуры, и   продюсирования, которое вообще появилось в   нашей стране значительно позже, чем за   рубежом. И   когда государство субсидирует кинематограф, оно на   самом деле тормозит его развитие, потому что в   этой ситуации продюсер не   несет полную ответственность за   свой фильм, как это происходит в   Голливуде. Только в   том случае, если уровень ответственности продюсера максимальный, он вынужден приглашать на   работу лучшего режиссера, лучшего композитора, лучших операторов. Потом к   ним уже подтягивается следующее поколение режиссеров, композиторов и   операторов, происходит передача мастерства, ремесла — и   результат очевиден. А   российский кинематограф, увы, находится сегодня в   таком положении, когда он не   может даже примерно приблизиться к   уровню советского кино, не   говоря уже о   Голливуде и   других мировых достижениях.

— Что делать в этой ситуации?

— Если говорить о системе образования, увы, сейчас нужно все выстраивать с   нуля, потому что мы сами все вырубили на   корню и   слишком много времени прошло. Что касается воспитания вкуса зрителя — здесь я   всегда очень осторожен. Это можно делать только примерами, которых в   современном кинематографе фактически нет. По   поводу самого процесса: мне кажется, сейчас применяются не   совсем правильные инструменты, чтобы возродить кинематограф. Я   говорил даже нашему министру культуры о   том, что субсидировать его государственными средствами — огромная ошибка; точнее, помогать можно и   нужно, но   не следует финансировать сам кинопроцесс. В   конечном итоге это влияет на   его качество. Повторюсь: продюсер должен нести полную ответственность за   фильм — только тогда будет достойный результат. К   тому же   далеко не   всегда он зависит от   финансов, потраченных на   создание картины. Бывает, что смотришь фильм, в   который вложили большие деньги, и   не понимаешь: где они все? Или наоборот: произведение, созданное на   минимальные средства, становится шедевром.

— Вам всегда было легко сотрудничать с режиссерами? Насколько вообще они ограничивают композитора, ставят ли   жесткие рамки?

— Есть общая идея, концепция, режиссерская задумка, сюжет. А дальше начинается работа команды, и   то, что делает композитор, — особая история. У   меня по-разному складывались отношения с   режиссерами. По   своему опыту могу сказать, что там, где есть доверие к   человеку, создающему музыку для кино, там есть и   результат — такие произведения запоминаются зрителю. Он же   всегда идет туда, где интереснее. Его не   обманешь.

В середине церемонии на   площадку вихрем вылетел Игорь Корнелюк с   композицией «Город, которого нет», ставшей лучшей песней из   сериала («Бандитский Петербург»). Фото: Оксана Ковтун

— Почему тогда, на ваш взгляд, массовая публика так активно посещает поп-концерты, на   которых далеко не   всегда звучит качественная музыка, игнорируя порой достойные события?

— Я думаю, в   массовой культуре, в   так называемом легком жанре тоже образовалась дыра, пустота, а   заполняют ее не   люди, способные сочинять талантливую музыку, а   те, кто умеет делать бизнес. Он везде строится примерно одинаково, имеет свои особенности: бизнесмен должен уметь заставить как можно большее количество людей выбрать его продукт. Чем более управляема масса — тем легче, а   инструмент воздействия — это реклама. Если настойчиво пропагандируешь одно и   то же, ничего не   предлагая взамен, у   людей не   остается выбора.

Систему сложно перестроить, но это возможно. Я   же помню, как мы несколько раз привлекали публику на   свою сторону. Я   имею в   виду те времена, когда у   нас была по-настоящему качественная эстрада. Да   — специфическая, даже идеологически ограниченная, но   талантливая. Мне кажется, разрыв между нашей и   зарубежной культурой был тоже довольно условен. Когда в   мае 1979-го в   Москве и   Питере выступил с   легендарными концертами Элтон Джон, публика приняла его на   ура, не   было недоумения или непонимания… Есть и   другие проявления: когда сегодня я   показываю в   Америке джазовые эксперименты Исаака Дунаевского и   Леонида Утесова, то   местные музыканты, продюсеры удивляются: «Что же   здесь советского? Это звучит как настоящий американский джаз».

Возвращаясь к современной сцене — существует проблема продвижения. Когда хлынул мутный поток, слушатели перестали ориентироваться в   нем, но   если направить их   в нужное русло, они все поймут, все почувствуют. По-настоящему талантливое искусство не   может быть не   оценено.

— Много лет ведутся споры: является ли киномузыка самостоятельным жанром или все-таки носит прикладной характер? Как вы считаете?

— Если это не просто звуковое сопровождение, атмосферная мелодия или некий набор шумов, то   она может стать самостоятельным произведением, войти в   историю. Посмотрите: саундтреки к   легендарным фильмам звучат в   репертуаре очень многих оркестров, продаются отдельные пластинки с   их записями. Это уже показатель. Бывает и   такое, что более молодое поколение плохо знает какую-либо картину, но   может напеть песню из   нее.

— Какой опыт дала вам работа в Голливуде?

— Во многом — тот технологический инструментарий, которым я   сейчас владею. Я   говорю не   о той музыке, которая полностью написана на   компьютере, а   об инструментах, позволяющих лучше записать живую музыку, работать над ней. В   то время, когда у   меня появилась возможность овладеть такими навыками, у   нас в   стране эта история была еще совсем не   развита. Кроме того, работа в   Голливуде дала мне глубинное понимание кинопроцесса, опыт профессиональных взаимоотношений между композитором и   режиссером, композитором и   продюсером. Там музыке в   кино уделяется огромное значение. И   специальный продюсер, работающий с   композитором, разбирается в   ней, понимает, что необходимо делать. Это позволяет создавать произведения высокого уровня.

■ ■ ■

По словам организаторов, событие и было создано для того, чтобы вывести современную саундтрековую историю на   новый уровень, мотивировать музыкантов и   композиторов на   создание ярких опусов для кино, а   режиссеров и   продюсеров — заставить обратить внимание на   то, как важна эта составляющая. На   многочисленных сайтах в   Интернете можно найти целый кладезь подборок лучших саундтреков к   современным зарубежным картинам, но, говоря о   современной российской киноиндустрии, такого богатства выбора пока нет. Остается только надеяться на   лучшее и   наблюдать, поведет ли   за собой «Аврора» новый флот молодых и   талантливых авторов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.