Выставка в Зверевском центре стала запретным местом

Фoтo: Сeргeй Кaтрaн.

Услышaть тишину в шумнoм, грoмoглaснoм мeгaпoлисe нe тaк-тo прoстo. Oстaнoвиться, oглянуться, зaдумaться. Имeннo этo прeдлaгaeт сделать художник Сергей Катран на своей выставке в Зверевском центре. Место для проекта выбрано не случайно – на этой площадке современного искусства, расположенной в укромном Милютинском сквере, что в 15 минутах от вечно бурлящих Трех вокзалов, не бывает случайных людей.

Пространство арт-центра художник разделил на две части. Небольшую зону автор оставил для общения и чтения: здесь можно найти книгу стихов художника «Август.», выпущенную в формате самиздата небольшим тиражом (каждый из 70-ти экземпляров пронумерован вручную). Этот закуток словно предисловие к роману-выставке. А за перегородкой – само литературное произведение, написанное визуальным языком тотальной инсталляции. Здесь всего два источника света, расположенные в противоположных углах пространства: в одном настольная лампа, а по диагонали от нее – освещенный участок со скульптурами. Темные углы занимают динамик с записью тишины и стул для зрителя, откуда открывается вид на все произведение и где можно поразмыслить над идеями проекта. Простор для фантазии открывается нешуточный.

– Лабиринт из проводов навеян книгой «Равинагар», – рассказывает Сергей Катран. – Ее автор – Роман Михайлов, молодой человек, профессор математики, жонглер, танцор, актер, увлекающийся психиатрией. В своем романе он говорит о том, что проблема мира в иерархии и нужно ее разрушить. Иерархия рождает неравенство и создает дистанцию между людьми. Чем больше горизонтальных связей в обществе, тем оно здоровее. А разрушению иерархии помогают различные лабиринты и сложные узоры, подобные тому, что я создал здесь.

Замысловатые узоры созданы одним длинным проводом, опутавшим все пространство арт-центра. Черный шнур и тени, которые он отбрасывает на стены, напоминают некую таинственную каллиграфию, загадочное послание зрителю.

Фото: Сергей Катран.

– Все это путь электрического тока 220 вольт, который в изолированном проводе безобиден, но мы знаем, что ток может и убить, – говорит художник. – В обычной жизни нас окружают некие силы, которые мы, возможно, не замечаем, но они рядом и могут быть опасны.

Не менее таинственны скульптуры на полу. Более всего они похожи на ушные раковины. Впрочем, автор отказывается их комментировать, оставляя зрителю возможность самому осмыслить объекты. Версий было выдвинуто много. Одна девушка сравнила их с облаками, глядя на которые каждый читает в них свои образы. Пожалуй, такое прочтение ближе всего идее Катрана.

– Эти объекты совпадают с модным сегодня философским течением спекулятивного реализма, где выдвигается на первый план объект и он автономен, каждый читает его по-своему. Мне хочется, чтобы мои объекты не были привязаны к одной идее. Вообще я считаю, что в искусстве интереснее то, что скрыто, а не то что на поверхности. Поэтому я не хочу делать интерактивные работы – они превращают искусство в аттракцион. Мне же важно разбудить фантазию зрителя, заставить думать. Поэтому я превращаю выставку в нечто запретное, притягательное, даю возможность поиграть со смыслами и собственными паранойями.

Фото: Сергей Катран.

– А запись тишины связана с опытами композитора Джона Кейджа?

– Да, это по-кейджевски, только у него тишина ограничена временем пьесы, а здесь она бесконечна. Сегодня очень не хватает тишины.

Проект в Зверевском центре – вторая глава серии «тихих» выставок. Первая была показана в Электромузее этом летом. А третья будет представлена в Галерее 21 на Винзаводе после Нового года. В будущем Сергей собирается закольцевать серию и представить весь цикл в одном месте. Возможно, оно тоже будет запретным.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.