Первые христианские храмы

К сoжaлeнию, этo изoбрaжeниe былo пoлнoстью утрaчeнo в гoды Вeликoй Oтeчeствeннoй вoйны. Трижды пeрeписывaли фрeску, пoкa нe рaздaлся глaс Бoжий, прoвoзглaсивший, чтo в сжaтoй рукe у Пaнтoкрaтoрa Нoвгoрoд, кoтoрый и будeт счaстливo сущeствoвaть, пoкa рукa сжaтa. Сoбoр нe рaсписывaли в тeчeниe пoчти 60 лeт, нo зaтeм приглaсили xудoжникoв из Визaнтии. В купoлe трaдициoннo былo изoбрaжeниe Пaнтoкрaтoрa, кoтoрoгo, сoглaснo лeгeндe, нaписaли с блaгoслoвляющeй рукoй, нo утрoм всe увидeли, чтo рукa сжaтa в кулaк.
Примeнeниe кирпичa oтрaзилoсь нa дeкoрaтивнoм убрaнствe фaсaдoв в видe узoрнoй кирпичнoй клaдки. Этo привoдит, в чaстнoсти, к тoму, чтo дoрoгoстoящий стрoитeльный мaтeриaл — тeсaный кaмeнь стaл всe бoльшe зaмeняться бoлee дeшeвым кирпичoм и тeррaкoтoй. Пoстeпeннo в Мoсквe, стaвшeй цeнтрoм oбъeдинeния русскиx зeмeль, кaмeннoe стрoитeльствo, в тoм числe и грaждaнскoe, приoбрeтaeт oсoбый рaзмax.
склaдывaются aнсaмбли Трoицe-Сeргиeвa, Бoрисoглeбскoгo, Кириллo-Бeлoзeрскoгo мoнaстырeй. Нo нaружныe многоцветные росписи были выполнены уже в XVII в. В XVI в. Этот архитектурный монумент воздвигнут на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. В Москве примером многостолпной композиции стал собор Покрова на Рву, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. Его строили мастера Барма и Постник.
Повторяя в основном контуры укреплений предыдущего века, кирпичная стена, общей протяженностью более 2 км с восемнадцатью башнями, являлась не только оборонительным укреплением, но стала и архитектурным украшением столицы. Московский Кремль был возведен заново, для его строительства были приглашены итальянские мастера Пьетро Ан-тонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый и Марко Фрязин. Большинство новых храмов возводилось на местах старых, часто деревянных, тем самым подчеркивалась преемственность поколений. В конце XV в.
В этот период основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления. В первую очередь строились оборонительные сооружения: города, городцы, детинцы, кремли и остроги. В древнерусском зодчестве на протяжении X -XIII вв. параллельно развивались две формы архитектуры: деревянная и каменная, с преобладанием деревянного зодчества. Это были земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами сверху.
На этом пьедестале и построили церковь. К шедеврам зодчества может быть отнесен и построенный в XII в. во Владимире Дмитриевский собор, украшенный редкой по красоте каменной резьбой. Для этого на фундаменте возвели 4-метровый каменный цоколь и засыпали его землей. Ее строительство знаменовало собой победу над волжскими булгарами в 1164 г. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. В Суздальской земле на берегу реки Нерли всего лишь в 2 км от дворца Андрея Боголюбского стоит церковь Покрова Богородицы. Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. Булгары в виде контрибуции даже доставляли для нее строительный камень. Церковь предполагалось воздвигнуть в месте, заливаемом паводком. Увы, фрески ее утрачены. Это достаточно сложное архитектурное сооружение.
Исконно русской особенностью храмовой архитектуры считается выделение мозаичным рисунком центрального купола и главной апсиды. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Фрески собора сохранились много хуже, чем мозаика. В главном куполе храма было мозаичное изображение Вседержителя, а в своде центральной апсиды — гигантская фреска с фигурой Богоматери. На вогнутом своде она как бы обнимала руками молящихся людей. Мозаики Софии Киевской первоначально занимали площадь в 640 м2.
Сегодняшние дети смотрят советские мультфильмы «Ну, погоди!» онлайн, на компьютере.
Автор текста: М.В.Соколова
Архангельский собор (1505-1508), возведенный Алевизом Новым, становится со временем царской усыпальницей. Ансамбль завершался колокольней Иван Великий (1505 — 1508). Русскими мастерами строятся Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 — 1486). Московский Кремль стал архитектурным образцом, которому старались подражать архитекторы Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода и других городов. становится общерусским явлением. Этот храм был декорирован в духе архитектуры Ренессанса. Московская архитектура XV-XVI вв. В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этом огромном пятиглавом храме, ставшем главным храмом страны, осуществлялись важнейшие государственные акты: венчания на царство и др.
Только в центре из купола проникал солнечный поток. (Именно под главным куполом и свершались все главные государственные церемонии.) Почти весь второй ярус храма был занят хорами — огромными полатями для князя и других высокопоставленных лиц, что делило по горизонтали внутренний объем. Храм не был побелен. Храм был увенчан тринадцатью куполами, символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа. У него, например, было не три нефа, а пять. Ему было отведено самое высокое место в городе. Софии был заложен на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. И любому человеку в Киеве он в то время был прекрасно виден. Собор по размерам превосходил многие византийские храмы. Когда верующие входили в храм, они поражались тому, что их встречал не необыкновенный простор и высота, а теснота и темнота. Киевский собор Св. Двенадцать мощных столбов расчленяли внутреннее пространство храма. Кирпич чередовался с розовым скрепляющим раствором — цемянкой.
В XV в. при князе Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. строится Троицкий собор в основанном Сергием Радонежским (1314 — 1392) Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве — Спасский собор Андроникова монастыря. В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полстолетия. В Москве в XIV в. Возрождение приходится на начало XIV в., когда были возведены каменные стены псковского детинца.
Ведь Новгород тяготел к Северо-Западной Европе. По внешнему виду это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без уступов и оснований до кровли. Ярослав в благодарность новгородцам за то, что те способствовали его восхождению на киевский престол, направил к ним своего любимого сына Владимира. Но в кладке собора (из огромных, неправильной формы камней) прослеживается влияние и романского стиля. Этот пятиглавый храм был построен под непосредственным влиянием аналогичного собора в Киеве. София Новгородская довольно скоро перестала служить олицетворением княжеской власти и превратилась постепенно в символ Новгородской республики. Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но он более массивен. По повелению Владимира после победы над волжскими булгарами была возведена София Новгородская. Рядом с храмом собиралось вече, в храме хранили казну, служили торжественные молебны во имя военных побед, возводили на высшие должности.
Ярослав Мудрый много занимался обустройством Киева. Одни из них были названы Золотыми: их медные створки были покрыты золотом, а над ними возвышалась церковь. При Ярославе было построено три каменных храма: Георгиевский, Св. При нем не только были укреплены стены, но и воздвигнуто трое ворот из камня. Софии, которую чтили греки под именем Афины, а византийцы поклонялись «мудрости» в образе Богоматери. Ирины и Св.
Алтарь всегда размещался в восточной центральной апсиде. Алтарь отделялся от помещения для молящихся амвоном — возвышением, а впоследствии сплошной стеной иконостаса. При Владимире Крестителе начинается каменное монументальное строительство. В основе был крест как символ христианства и спасения. Кубическая форма церковного здания сложилась в X-XII вв. Культовое здание строго ориентировалось по сторонам света. В Ростове из дуба был построен собор. Летопись называет имена первых архитекторов: вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. Первый христианский храм, деревянная церковь Ильи в Киеве, был построен в середине X в. Заимствовав зодчество из Византии, Русь унаследовала и символику храма — звездного неба. Он являлся символом пещеры, где родился Иисус, но одновременно и Голгофы, где он был распят, а также небесного престола — рая, куда вознесся Иисус после. Именно их и изображали на фресках в главном куполе и на барабанах. Главу храма держит Христос Вседержитель (Пантократор), а шею (барабан) — апостолы. и просуществовала до XVII в.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.